Орловскую область на совещании представляли руководитель блока социального развития Олег Ревякин, руководитель Департамента образования и молодежной политики Галина Казначеева, начальник управления образования Ирина Проваленкова.
В режиме видеоконференции состоялось обсуждение двух основных вопросов: о приведении законодательной базы в соответствие с федеральным законом «Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации» и вопроса создания условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями.
Говоря о федеральном законе о соцобслуживании, Ольга Голодец подчеркнула, что документ является инновационным, поскольку в нем заложена новая для страны идея «социального сопровождения», т.е. переход от так называемой модели постоянной помощи к модели помощи человеку при выходе из трудной ситуации, его социальной адаптации.
«В связи с этим нормативные документы, вытекающие из этого закона, сложны, но их разработка должна состояться в максимально короткие сроки», - отметила заместитель Председателя Правительства РФ.
Вопрос формирования законодательной базы находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ. По словам руководителя Министерства Максима Топилина, закон «Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2015 года, поэтому задача субъектов РФ – незамедлительно приступить к выполнению его требований.
В течение всего периода 2014 года субъектам РФ предстоит провести масштабную работу: утвердить уполномоченный орган, ответственный за реализацию закона «Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации», детально проработать соответствующую нормативно-правовую базу, финансовую и техническую стороны вопроса, разработать пакет стандартов предоставления социальных услуг, осуществить инвентаризацию региональной сети социальных учреждений, с учетом всех мероприятий в рамках реформы социальной сферы, которые уже ведутся в регионах.
До начала 2015 года в каждом регионе страны должен быть сформирован регистр и реестр получателей услуг и организаций, предоставляющих соцуслуги, в числе которых и некоммерческие организации, которые работают в данной сфере, т.к. принципиальным в законе является то, что он позволяет расширить количество частных учреждений, оказывающих соцуслуги. Это будет способствовать сокращению очередей и увеличению количества предоставленных услуг.
Для руководства во все субъекты страны будут направлены разработанные на федеральном уровне методические рекомендации по расчету подушевого норматива финансовой и социальной услуги, примерный перечень социальных услуг, требования к порядку размещения и обновления информации о поставщиках и получателях услуг, примерная номенклатура организаций социального обслуживания, методические рекомендации по расчету потребности субъекта в развитии сети организаций соцобслуживания (так называемая схема территориального планирования), утвержденные формы заявлений о предоставлении социальной услуги, а также методические рекомендации по определению индивидуальных потребностей в социальных услугах.
В целом для реализации требований закона «Об основах социального обслуживании граждан в Российской Федерации» к концу первого полугодия 2014 года на федеральном уровне будут разработаны 28 нормативных документов. В их числе 5 постановлений Правительства РФ и 23 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ.
О том, как реализуется работа по созданию условий для инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями, доложил Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
По его информации в настоящее время в школах страны обучаются 428 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них более половины, а это 218 тысяч человек, обучаются в обычных общеобразовательных учреждениях.
Для обучения таких детей необходимо создание особых условий. Это и специальные образовательные программы, учебники, пособия, и технические средства обучения, и оборудованный доступ в здания. Отсутствие этих условий является препятствием при освоении ребенком с ограниченными возможностями учебной программы.
«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить реализацию права каждого ребенка на образование, без дискриминации по состоянию здоровья», - обратился к руководителям регионов Дмитрий Ливанов.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» предусмотрено целевое финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по поэтапному созданию в каждом регионе сети базовых инклюзивных образовательных организаций исходя из количества детей, требующего создания специальных условий для обучений.
В течение последних трех лет в субъектах страны созданы и функционируют 3 345 специализированных базовых школ, реализующих программу инклюзивного образования. На их обустройство израсходованы почти 400 миллионов рублей федерального бюджета и порядка 500 миллионов рублей бюджетов российских регионов.
С 2014 года федеральное финансирование программы будет существенно увеличено. Так, в текущем году на реализацию программы запланированы 3 миллиарда 300 миллионов рублей. На эти средства в 2014 году будут созданы 2600 базовых школ. Примерно такая же сумма финансирования предусмотрена на 2015 год.
Ольга Голодец призвала регионы внимательнейшим образом изучить вопрос создания специализированных школ на местах и в случае необходимости в кратчайшие сроки подать скорректированные заявки на финансирование мероприятий программы.
В учреждениях Орловской области образовательные услуги получают более 2 тысяч детей-инвалидов. В регионе функционируют 373 учебных заведений. В 49 школах создано 110 специальных коррекционных классов, в которых обучаются 1 129 детей с ограниченными возможностями.
В 2013 году Орловская область стала участником государственной программы «Доступная среда». Базовым образовательным учреждением, реализующим обучение детей с ограниченными возможностями, стала Знаменская общеобразовательная школа-интернат.
Здесь созданы необходимые условия для обучения детей-инвалидов по зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На оснащение школы Орловской области из федерального бюджета были выделены денежные средства в размере 1 227 900 рублей, такая же сумма была направлена из областного бюджета.
С целью проведения мероприятий по созданию сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих нарушений в развитии, в Министерство образования и науки Российской Федерации направлено письмо о рассмотрении возможности включения в программу «Доступная среда» еще 16 образовательных учреждений области.