Медиареформа позволила Орловской области выйти в лидеры по снижению расходов на СМИ при кратном росте тиражей и расширении зоны теле - и радиовещания

Орловская область
11 декабря 2013
Медиареформа позволила Орловской области выйти в лидеры по снижению расходов на СМИ при кратном росте тиражей и расширении зоны теле - и радиовещания
Медиареформа позволила Орловской области выйти в лидеры по снижению расходов на СМИ при кратном росте тиражей и расширении зоны теле - и радиовещания

В контексте мер по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации, предпринимаемых Президентом РФ Владимиром Путиным, широко развернулась общественная дискуссия по оценке эффективности затрат на СМИ в регионах России.

Опубликован рейтинг затрат регионов на финансирование средств массовой информации, составленный по информационно-аналитическим данным официального сайта Министерства финансов РФ.

В соответствии с ранжированными показателями рейтинга Орловская область занимает лидирующие 6 место по стране и 2 место по ЦФО по темпам сокращения бюджетных расходов на СМИ за период 2011-2013 гг. По относительной доле «медийных» затрат в расходной части бюджета субъектов Орловская область находится на 7 месте в ЦФО и на 40 в целом по стране с показателем 0,33% . Для сравнения по России этот показатель составляет 0,49%, по ЦФО – 0,66%, в регионах-соседях Калужской области – 0,65%, Костромской области – 0,56%, Липецкой области – 0,54%.

В абсолютном значении расходы на СМИ в Орловской области – 81,5 млн руб. (включая инвестиции в ретрансляционную сеть области – 8 млн руб.) являются одними из самых низких в ЦФО наряду с такими регионами как Брянская, Владимирская и Смоленская области.

В динамике за три последних года Орловская область продемонстрировала снижение расходов на СМИ на уровне 89,3%. Между тем в целом по стране бюджетное финансирование СМИ с 2011 по 2013 годы выросло и составило 132%, а по ЦФО - 139,5%.

Реализация проекта по повышению эффективности деятельности областных и районных средств массовой информации Орловской области проводится под руководством Губернатора Орловской области Александра Козлова со второго полугодия 2011 года. Основанием для экстренных мер медиа-реформирования послужили экономические и социальные предпосылки в деятельности областных и районных СМИ, среди которых, помимо низкого качества продукта и информирования жителей области о жизни региона, такие, как резкое снижение тиражей всех печатных изданий при росте себестоимости производства; низкий уровень заработной платы в редакциях районных газет; коммерциализация областных СМИ в части ухода в рекламно-коммерческий контент при наличии параллельного высокого бюджетного субсидирования; ограниченные временные рамки теле-и радиовещания; отсутствие полного покрытия теле - и радиосигналом территории области.

Главной причиной мер по оптимизации медиасферы стала общая экономическая и производственная стагнация всех подведомственных СМИ при росте бюджетного финансирования. Реформа средств массовой информации, финансируемых из бюджета Орловской области, явилась вынужденной мерой по наведению финансового и организационного порядка в подведомственных СМИ, а также по увеличению доступа к информации регионального значения для всех жителей области.

В результате оптимизации печатных СМИ был создан ГУП «Орловский Издательский дом», в котором сведены функции по изданию областных газет «Орловская правда» и «Орловская губерния», по работе интернет-СМИ (ePressa.su, Орел-регион.РФ) и обеспечению деятельности иных печатных и электронных ресурсов, а также функции по допечатной подготовке районных газет на принципах аутсорсинга (верстка, макетирование, корректура, дизайн). Кроме того, в ходе реформирования областного теле- и радиовещания, на базе ОАО «ОТРК» был реорганизован телерадиоканал. Вследствие этих мер область получила полноценные электронные СМИ, оснащенные современным студийным и производственно-технологическим оборудованием, с собственными полотнами круглосуточного вещания на всей территории области.

В соответствии с данными областного бюджета финансирование СМИ на 2014 год запланировано в сумме 86 598,8 тыс. руб. По сравнению с 2011 годом (92 308,4 тыс. руб.) расходы по этой строке бюджета сократились почти на 6 млн руб. Существенное сокращение расходов коснулось электронных средств массовой информации. В частности, расходы на субсидии телерадиокомпаниям в 2013 году составили 26 230,6 тыс. руб., в то время как на начало реформы СМИ (2011 год) субсидирование теле- и радиовещания составляло 31 530,6 тыс. руб.

Сумма финансирования электронных СМИ в 2014 году по сравнению с 2013 годом снижена на 8 млн руб. При этом, вследствие инвестиций в трансляционное оборудование, продолжительность телевещания, осуществляемого по заказу органов исполнительной власти Орловской области, возросла более чем в 25 раз и составила около 3000 часов в год, а также более чем в 10 раз увеличена зона самостоятельного телевизионного вещания ОАО «ОТРК» на круглосуточной основе. В настоящее время зона покрытия региона телевизионным сигналом «Первого областного» канала составляет 90% территории области. Существенно улучшено качество и расширена зона покрытия региона радиосигналом областного радио «Экспресс», работающего в FM-диапазоне.

Эффективность деятельности электронных средств массовой информации вследствие реформы СМИ, исходя из анализа показателей затрат областного бюджета на единицу времени телевещания и затрат областного бюджета на покрытие собственным вещанием численности проживающего в зоне вещания населения возросла в сотни раз при сокращении бюджетных затрат в абсолютной величине. В десятки раз возросла эффективность использования основных производственных фондов ОАО «ОТРК».

Субсидии ГУП ОО «Орловский издательский дом» в 2013 году составили 16 465,0 тыс. руб., в то время как на начало реформы (2011 год) годовая сумма субсидирования областных печатных СМИ составляла 22 044,06 тыс. руб. При этом на начало оптимизации областных печатных СМИ за счет бюджета области выпускались три областных газеты общим разовым тиражом 19 тыс. экз. при 57,9% нереализованного возврата. В настоящее время выпускаются две областные газеты общим разовым тиражом 84 тыс. экз. при 1,8% возврата. Издержкоемкость изготовления областных газет за период реформирования сократилась более чем в 5 раза. Эффективность затрат бюджета на финансирование областных печатных СМИ при повышении охвата населения информационным продуктом увеличилась в 12,5 раза.

Вернуться к списку событий

Вы собираетесь перейти на другой сайт