С докладом выступил исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития Михаил Бабкин.
Он сообщил, что исполнение областного бюджета за первый квартал 2014 года по доходам составляет 4,509 млрд рублей или 17,1% к годовому плану. Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета исполнены в сумме 2,951 млрд рублей или 20,3% к плану года. Безвозмездные поступления исполнены в сумме 1,558 млрд рублей или 13,1% к годовому плану.
Плановое задание первого квартала 2014 года по налоговым и неналоговым доходам исполнено на 101,9%. Сверх установленного плана поступило 55,2 млн рублей. При этом прирост к аналогичному периоду прошлого года составил 10,1% или 269,6 млн рублей. В общем объеме доходов налоговые и неналоговые доходы составляют 65,4%.
Выполнение плана первого квартала и прирост к уровню прошлого года сложилось практически по всем основным видам налоговых поступлений.
План по налогу на доходы физических лиц исполнен в объеме 100%. Поступило 1,165 млрд рублей, что составляет 39,5% от общего объема налоговых и неналоговых доходов. Прирост к прошлому году составил 24,4% или 228,6 млн рублей.
Поступление второго по величине налога на прибыль составило 814,8 млн рублей или 27,6% от общего объема налоговых и неналоговых доходов. Плановое задание исполнено на 101,5%, дополнительно поступило 12,2 млн рублей. Прирост к аналогичному периоду прошлого года составил 3,7% или 28,8 млн рублей.
Перевыполнение плана по налогу на имущество организаций составило 6,9% или 11,9 млн рублей. Прирост к прошлому году составил 26,1% или 38 млн рублей.
Транспортного налога поступило 68,6 млн рублей, что на 16,2 млн рублей или 31% выше планового задания. Прирост к прошлому году составил 28,6% или 15,3 млн рублей.
В полном объеме поступил единый налог с применением упрощенной системы налогообложения на совокупный доход - 172,7 млн рублей. Прирост к прошлому году составил 7,3 млн рублей.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы составили 2,125 млрд рублей или 18,1% к плану года, из них 52,2% составляет дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности – 1,109 млрд рублей. Поступила дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 156,8 млн рублей или 25% от плана года.
Исполнение расходов областного бюджета за первый квартал 2014 года составляет 4,855 млрд рублей или 16,5% от плана года.
По словам Михаила Бабкина, расходная часть бюджета сохраняет свою социальную направленность. Кассовые расходы на социально-культурную сферу составили 3,715 млрд рублей, или 76,5% от всех расходов. Это позволило в полном объеме исполнить все защищенные и социально-значимые статьи расходов, такие как: заработная плата с начислениями работникам бюджетной сферы – 1,023 млрд рублей, выплата ежемесячного пособия на ребенка - 70,2 млн рублей, социальные выплаты многодетным семьям - 64,5 млн рублей. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения составили 599,2 млн рублей с приростом к уровню прошлого года - 24,8%. Проведены расчеты по оплате коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы, сохранено финансирование отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Задолженности по финансированию оплаты труда и начислений на нее из областного бюджета за первый квартал 2014 года нет.
Исполнение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Орловской области составило 4,481 млрд рублей или 91,8% от общего объема расходов.
Как отметил Михаил Бабкин, в первом квартале 2014 года дважды вносились изменения в Закон Орловской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Основные причины поправок - уточнение средств федерального бюджета, а также необходимость перераспределения бюджетных ассигнований для обеспечения повышения оплаты труда отдельных категорий работников в целях реализации «майских» указов Президента Российской Федерации в объеме 140,9 млн рублей, обеспечения софинансирования в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в объеме 44,7 млн рублей, софинансирование мероприятий по строительству детских садов в объеме 36,2 млн рублей и др.
Исполнение областного бюджета за первый квартал 2014 года сложилось с дефицитом 345,9 млн рублей, который погашался за счет привлечения коммерческих кредитов. При этом погашение ранее привлеченных коммерческих кредитов составило 580 млн рублей.
Были озвучены основные пути решения задачи по обеспечению сбалансированности государственного бюджета и сокращению государственного долга, которые поддержал врио Губернатора Орловкой области Вадим Потомский.
Во-первых, начата инвентаризация имущества, находящегося в государственной собственности, с последующей реализацией излишнего имущества непрофильных активов. Планируемый доходный источник по данному направлению – около 200 млн рублей.
Второе направление - взаимодействие с налоговыми органами в части сокращения недоимки по налоговым платежам, легализация заработной платы, в том числе в рамках созданной комиссии по легализации доходов и уже существующих комиссий на уровне муниципальных районов и городских округов. По оценочным данным, это позволит дополнительно получить доходную часть областного бюджета порядка 100-150 млн рублей.
Также в планах – пересмотр предоставляемых налоговых льгот, отмена неэффективных льгот, и вместе с тем установление дополнительных налоговых льгот, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона.
Планируется усиление взаимодействия с Министерством финансов РФ в части предоставления Орловской области финансовой помощи для частичной компенсации расходов на оплату труда в целях реализации майских Указов Президента РФ и замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами.
Еще одна важная задача - проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования средств областного бюджета, а также мероприятий, направленных на сокращение государственного долга. По согласованию с Министерством финансов РФ до 1 июня Орловская область должна направить в Министерство соответствующий план мероприятий. При этом условии Минфин РФ готово рассматривать вопросы по оказанию дополнительной помощи бюджету нашего региона.
С целью сокращения масштабов теневого сектора предстоит большая работа по выводу из теневого оборота денежных средств, выявление и пресечение деятельности фирм-однодневок, сокращение неформального рынка труда, а также принятие мер по возврату в юрисдикцию Орловской области компаний, которые работают в нашем регионе, но зарегистрированы на территории других субъектов РФ.
Запланирован тщательный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, имеющих значительный платежный оборот и небольшую долю платежей в бюджеты всех уровней, а также выплачивающих заработную плату на уровне минимального размера оплаты труда. Особое внимание планируется уделить организациям и предприятиям, являющимся исполнителями по государственным контрактам и получателям субсидий из бюджета Орловской области и федерального бюджета.
Важным направлением деятельности Правительства региона на ближайшую перспективу будет реализация комплекса мер, направленных на увеличение неналоговых доходов бюджета области. В частности, совместно с муниципальными образованиями предстоит серьезная работа по инвентаризации имущества и земельных участков на предмет их эффективного использования. Планируется актуализация кадастровой оценки земли, которую предстоит завершить осенью текущего года. Будет проводиться пересмотр планов приватизации государственного имущества с целью реализации неэффективных активов.
В числе приоритетных задач - работа по повышению эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Орловской области. В частности, планируется пересмотреть подход к перечислению прибыли в областной бюджет от их деятельности.
Вадим Потомский подчеркнул высокую важность реализации всех указанных направлений в решении задачи пополнения доходной части областного бюджета и выполнения в полном объеме расходных обязательств. Одна из первоочередных задач, по мнению врио главы региона, - установление дополнительных налоговых льгот для компаний, которые реализуют на территории Орловской области инвестиционные проекты.