Потребительский рынок Курской области: акцент на собственное производство

Курская область
31 марта 2014
Потребительский рынок Курской области: акцент на собственное производство
Потребительский рынок Курской области: акцент на собственное производство

Потребительский рынок Курской области - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Об итогах его развития в 2013 году рассказал председатель комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Владимир Пучков.

-Владимир Сергеевич, на протяжении ряда лет Курская область занимает лидирующие места в ЦФО и в целом по России по самой низкой стоимости минимального продуктового набора и темпам роста оборота розничной торговли. Как ситуация складывалась в прошлом году?

- В 2013 году розничной товарооборот в Курской области достиг 146 млрд. рублей, что в 9 раз больше, чем в 2001 году. Темп роста оборота розничной торговли к 2012 году составил 105,9 процента при 103,9 процента в среднем по России. По этому показателю наш регион находится на 7 месте среди 16 субъектов ЦФО. Обратите внимание, что высокий темп розничного товарооборота в регионе обеспечен при самой низкой стоимости продовольственной корзины в РФ. В декабре прошлого года по данным Росстата стоимость минимальной продуктовой корзины в нашей области была ниже, чем в среднем по ЦФО на треть и составила чуть больше 2200 рублей.

Благодаря дотациям из областного бюджета цена половины продаваемого объема хлеба в регионе не превышала 12 рублей за буханку. На протяжении всего 2013 года курский хлеб оставался самым дешевым в стране.

Кроме того, самые низкие в стране цены у нас сложились на свинину, говядину, охлажденное мясо птицы (кур), рыбу мороженную неразделанную, молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,5%, масло подсолнечное, сахар-песок, крупы (рис, гречка, пшено), овощи (картофель, морковь).

В 2013 году на прилавках курских магазинов стали заметно дешевле мясо (свинина, говядина, куры) – на 8-14 процентов, масло подсолнечное – на 7,3 процента, крупа гречневая – на 18 процентов, яблоки – на 17 процентов.

-Не секрет, что областная власть уделяет большое вниманию продвижению на местный и российский рынок товаров курского производства. Что удалось сделать в этом направлении?

-В настоящее время доля отечественных товаров в ассортименте торговых сетей достигает 80 процентов. Господдержка местных производителей способствует росту наполняемости рынка продовольствия товарами из собственной продукции и сырья. Так, в прошедшем году производство мяса и птицы в Курской области возросло в 2,4 раза, масла растительного – в 1,7 раза, масла сливочного – в 1,6 раза, цельномолочной продукции – на 7 процентов. С выходом на полную мощность курских теплиц ожидается увеличение поступления на потребительский рынок региона плодоовощной продукции и снижение зависимости от импорта в зимне-весенний период.

Администрацией области проводится системная работа по продвижению товаров местных производителей на региональный и российский рынок. С этой целью организуются смотры-качества, выставки-ярмарки, другие мероприятия, которые позволяют малым предприятиям расширять географию поставок выпускаемых товаров. Важным шагом в работе по продвижению продукции местных производителей можно назвать проведение дегустаций в крупных торговых центрах в рамках областного смотра-конкурса «Покупаем курское». У нас практически первыми в стране появились сельскохозяйственные кооперативные рынки, где производители реализуют свою продукцию напрямую покупателям. Они заинтересованы в быстрой реализации, соответственно, и стоимость определяют реальную.

-На рост объемов потребительского рынка товаров и услуг прямое влияние оказывают доходы населения. Отмечен ли в 2013 году рост покупательной способности курян?

- Среднемесячная заработная плата по области в прошлом году увеличилась на 2,5 тысячи рублей и составила 21,1 тыс. рублей. Изменилась структура покупок – куряне стали больше приобретать товаров длительного пользования. В структуре реализованных товаров непродовольственные товары составляют около 55 процентов, тогда как доля продуктов питания уменьшилась до 45 процентов.

Заметно возросла и покупательная способность. К примеру, если в 2001 году житель области в месяц на все свои доходы мог купить 36 кг говядины, то в 2013 году – 93 кг, рыбы мороженой – 49 кг и 267 кг соответственно, масла сливочного – 25 кг и 80 кг, сахара – 132 кг и 703 кг, молока – 208 литров и 567 литров.

Востребованы услуги предприятий общественного питания, приоритетное развитие получила общедоступная сеть, ориентированная на различные группы потребителей, включая так называемое «быстрое питание». В сфере бытовых услуг растет спрос на ремонт и строительство жилья, техобслуживание транспортных средств, профессиональную уборку помещений, организацию торжеств и праздников и другие.

-Говоря о позитивных тенденциях в торговле, хотелось бы узнать о задачах на перспективу.

- Основными тенденциями развития потребительского рынка региона является развитие стационарных предприятий по сетевому принципу, глобализация форматов торговли и сокращение доли розничных рынков в объемах продаж. В регионе представлены все имеющиеся форматы торговли – гипермаркеты, супермаркеты, магазины – дискаунтеры, торговые центры, специализированные магазины и небольшие магазины шаговой доступности.

Наша область занимает одно из ведущих мест в России по обеспеченности населения площадью торговых объектов. На одну тысячу жителей у нас приходится 670 квадратных метров, при среднем показателе по стране – 427 квадратных метров.

Отрасль характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью. Только в прошедшем году в развитие торговли вложено около 3 млрд. рублей, открыто и реконструировано около 280 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, дополнительно создано свыше двух тысяч новых рабочих мест.

На перспективу предполагается дальнейшее активное привлечение инвесторов для строительства на территории Курской области современных объектов торговли, общественного питания и бытовых услуг, конструктивная работа по созданию условий для эффективной деятельности местных товаропроизводителей, продвижения их продукции на рынке области и за ее пределы.

Вернуться к списку событий

Вы собираетесь перейти на другой сайт