В ходе рабочей поездки в Воронежскую область полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Игорь Щёголев посетил VII Воронежский форум предпринимателей «Перспективный бизнес: туризм, молодежное и социальное предпринимательство».
И.Щёголев вместе с губернатором Воронежской области Александром Гусевым осмотрел выставочные экспозиции, где воронежские производители представили свои товары, продукты питания, а также проекты туристических объектов.
Ключевым событием форума стало пленарное заседание, в ходе которого полпред рассказал о необходимости синхронизировать усилия власти и предпринимателей для решения общегосударственных задач.
Выступление полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Игоря Щёголева на форуме
И.ЩЁГОЛЕВ:
Добрый день, уважаемый Александр Викторович! Уважаемые участники форума!
Понятно, что такие наполненные залы мы какое-то время не могли видеть. Очень приятно, что спустя несколько лет после перерыва традиция собирать здесь предпринимателей возобновляется. Судя по вашему интересу, такие встречи действительно востребованы. Я постараюсь ответить на вопрос: «Как будет строиться взаимодействие между государством и бизнесом в изменившихся условиях?»
У нас очень часто считается, что те национальные цели развития, которые определены Президентом и записаны в указах, должны достигаться только за счет усилий государства и бюджетного сектора. Но мы считаем, что как раз успех в достижении этих целей и в целом в развитии страны зависит от того, насколько активно и эффективно будет участвовать в этом частный бизнес.
В первую очередь что требуется для решения общегосударственных задач? Это крепкая экономика и крепкие предприятия. И я напомню слова Президента на одной из недавних встреч с предпринимателями, инженерами и учеными. Он сказал, что «если экономика будет хромать, чихать и кашлять, тогда не только консолидации, вообще ничего не будет».
У нас сейчас уже и общество меньше чихает и кашляет, поэтому ждем того же самого и от экономики, и готовы помогать ей становиться всё более здоровой и эффективной.
И надо сказать, что на территории Центральной России и нашего округа, несмотря на ковидные ограничения и санкционные, за последние три года объем инвестиций увеличился на треть, а промышленное производство – в полтора раза. Это говорит о том, что есть потенциал, возможности и желание, и эти возможности и желания реализуются. Это происходит не только в Москве и области, это происходит практически во всех наших регионах, и важно дальше эту позитивную повестку поддерживать и сохранять, инструменты для этого у регионов есть.
Понятно, что предприниматель принимает решение о запуске тех или иных проектов, когда ожидаемая доходность интереснее и значительно выше рисков. Чтобы это соотношение сделать более выгодным для бизнеса, нужно максимально снимать неопределенность, именно на этом должны быть сосредоточены усилия государства. Самое важное для любой компании, наверное, – это сбыт продукции, чтобы можно было продавать то, что производится. И это часто важнее льгот и преференций, потому что и льготы, и преференции служат, в конце концов, только тому, чтобы можно было удачно и эффективно всё сбывать.
И мы создали один из таких инструментов, так называемые офсетные контракты. Это означает, что предприниматель получает возможность долгосрочных поставок товаров и услуг по фиксированным ценам в рамках госзаказа. А со своей стороны должен провести инвестиции и локализовать производство на территории региона.
Недавно еще это могли делать только Москва и область, они активно это практиковали. Когда по тем или иным видам продукции они объявляли возможность в случае размещения производства получить долгосрочный контракт и фиксированную цену на такую продукцию, мы посмотрели, если на пять рублей госрасходов привлекать рубль инвестиций, на 20% снижается цена закупки. Возник вопрос, почему другие регионы этим не пользуются.
Нижний предел, с которого можно делать такие инвестиции, составлял один млрд рублей. Понятно, что такой заказ могли позволить себе только такие «тяжелые» регионы, как Москва и область.
По нашей инициативе этот порог был снижен до 100 млн и появилась возможность заключать межрегиональные контракты. Это означает, что несколько регионов, объединившись, например, могут то или иное медицинское оборудование, оснащение для школ, детских садов заказывать у такого предприятия, которое готово построить предприятие и держать фиксированные цены.
Соответственно, наш призыв к регионам – такую номенклатуру определить, а призыв к предпринимателям внимательно изучать списки госзакупок и инициативно предлагать региональным властям создание такого рода производств.
Мы уверены, что понятный уровень сбыта важнее субсидий, хорошая зарплата для людей лучше пособий. И работа в этих направления – это именно то, чем, мы считаем, важно заниматься на нынешнем этапе.
Взаимодействие государства и бизнеса не должно ограничиваться только экономическими показателями. Мы замечаем, что многие предприятия участвуют в разного рода общественных проектах, поддерживают социальные инициативы, спорт, учебные заведения, дают работникам дополнительные социальные гарантии, благоустраивают города и поселки, реализуют экологические проекты, иными словами, проявляют социальную ответственность. И, видя эти добрые дела, мы озадачились вопросом, как можно помочь этим компаниям расти. Если они будут развиваться, то таких добрых дел будет больше, соответственно, будет больше вклад в достижения общенациональных целей развития.
В условиях, когда ресурсов на поддержку становится меньше, а желающих ее получить – больше, логично делать выбор в пользу именно такого ответственного бизнеса. Для оценки компании, насколько она соответствуют общегосударственным приоритетам, мы создали своего рода рейтинг, назвали его ЭКГ, рейтинг здоровья компаний. Замеряем мы не медицинские показатели, а то, насколько компании соответствуют требованиям по экологии, насколько они бережно относятся к кадрам, к потребителям, насколько они эффективно и доброкачественно взаимодействуют с государством. ЭКГ – экология, кадры, государство.
В нем содержатся данные, насколько компания долго находится на рынке, насколько успешно она реализует проекты, как выполняет обязательства перед государством и партнерами, какую зарплату платит, как относится к окружающей среде, используют ли лучшие из доступных технологии.
Базовая часть этого рейтинга сформирована была на основании тех данных, которые есть у государства, ничего не пришлось дополнительно замерять, запрашивать какие-то новые анкеты и данные. Мы взяли то, что было у наших налоговиков, а у них много чего есть, я думаю, вы это знаете. Получился такой объективный и, в общем-то, беспристрастный рейтинг.
Понятно, что мы там определенным образом расставили веса у разных категорий, чтобы стимулировать движение в сторону таких добрых дел и хороших социальных проектов. Но тем не менее базовая оценка была проведена именно на основе вполне объективных данных.
Попали в этот рейтинг только реально действующие компании, за исключением, может, микробизнеса и тем, у кого бухгалтерская отчетность закрыта по соображениям безопасности.
Если дополнительно предоставить составителю данные о том, какие есть социальные инициативы, расширить социальный пакет в поддержку семей с детьми, если заниматься благотворительностью, за это можно получить дополнительные баллы.
Это всё есть в свободном доступе: экг-рейтинг.рф. Мы уже обратили внимание, что при поездках в регионы, в диалоге с бизнесом этим рейтингом очень удобно пользоваться. Когда встает руководитель компании и начинает жаловаться, что государство уделяет ему мало внимания по той или иной причине, открываешь показатели этой компании в рейтинге, сразу выясняется, что у нее либо штрафов много, либо есть невыполненные контракты, либо у нее сложные отношение с кредитором. Возникает диалог совсем другого уровня.
У нас уже есть пример дополнительной областной инициативы. Буквально с 1 января следующего года во Владимире вступит в силу областной закон, который показывает, что может получить бизнес, который будет откликаться вот на эти сигналы государства. Он получит персональное сопровождение, приоритет в предоставлении мер господдержки и сокращение сроков рассмотрения заявок и обращений. Так, например, для лидеров рейтинга срок принятия решений о льготах по налогам будет сокращен на 20 дней (с 30 до 10), а сроки предоставления земли для инвесторов будут сокращены на 15 дней (с 60 до 45).
То есть логика такая – когда подаются обращения, они складываются все в одну большую пачку. Очень часто тому, кто оказался на дне, приходится дольше ждать, какие-то там другие механизмы используются, чтобы попасть наверх этой пачки. Мы предложили легальный и стимулирующий механизм, как можно оказаться в первых рядах, получить персональное сопровождение и достаточно осязаемые преференции.
Мы будем оценивать, как это работает, и надеяться, что остальные регионы подтянутся за этим примером. Рассчитываем, что такие инициативы вызовут ответную реакцию со стороны бизнеса. Надеемся, что и с нашей стороны эта инициатива будет не последней. Если с вашей стороны будут какие-то хорошие идеи, тоже будем стараться их учитывать в нашей работе и продвигать. То, о чем я говорю, уже оформлено в рамках федерального закона. Рейтинг – это наша инициатива, мы работаем с Финансовым университетом и общественными организациями, регионы воплощают это в своих законах, поэтому это не просто разговоры, это конкретные дела. Будем и дальше продолжать так работать.