Выступление
полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Игоря Щёголева на церемонии
закладки памятника писателю Ф.М.Достоевскому в монастыре Оптина пустынь Козельского района Калужской области:
И.ЩЁГОЛЕВ:
Ваше высокопреосвященство, досточтимые отцы, дорогие друзья!
Поздравляю вас с этим замечательным почином, с началом Дней памяти Фёдора Михайловича Достоевского в Оптиной пустыни и торжественным событием закладки камня в основание будущего памятника.
Хочу поблагодарить всех организаторов, участников проекта, посвященного жизни и творчеству великого русского писателя и мыслителя.
Сейчас это трудно себе представить, но был период, когда его творчество подвергалось жесткой критике, его взгляды на Россию объявлялись ошибочными, сюжеты неправдоподобными, а произведения вредными. Но время расставило все на свои места.
Достоевский – один из самых читаемых авторов в мире, его мысли о судьбах России, русского народа необыкновенны, даже пророчески точны. По дороге сюда я думал: «Вот сейчас открою наугад что-нибудь, написанное им после посещения пустыни, на злобу дня и посмотрю». Мне такой отрывок попался: «Я предчувствую негодование, с которым прочтут иные это ретроградное предположение моё (а оно для меня аксиома). Да, если есть один из важнейших корней, который надо бы у нас оздоровить, так это именно взгляд наш на Азию. Надо прогнать лакейскую боязнь, что нас назовут в Европе азиатскими варварами и скажут про нас, что мы азиаты ещё более чем европейцы. Этот стыд, что нас Европа сочтет азиатами, преследует нас уж чуть не два века. Но особенно этот стыд усилился в нас в нынешнем XIX веке и дошел почти до чего-то панического, дошел до «металла и жупела» московских купчих. Этот ошибочный стыд наш, этот ошибочный наш взгляд на себя единственно как только на европейцев, а не азиатов (каковыми мы никогда не переставали пребывать), – этот стыд и этот ошибочный взгляд дорого, очень дорого стоили нам в эти два века, и мы поплатились за него и утратою духовной самостоятельности нашей, и неудачной европейской политикой нашей, и, наконец, деньгами, деньгами, которых Бог знает сколько ушло у нас на то, чтобы доказать Европе, что мы только европейцы, а не азиаты».
Оптина пустынь на протяжении всего XIX века и начала XX веков была точкой духовного притяжения для богомольцев всех сословий со всей империи. Многие известные люди находили здесь утешение и духовную пищу для философских, богословских и художественных изысканий. Творчество Фёдора Михайловича удивительным образом сочетает и то, и другое, и третье. Именно его перо оставило самый запоминающийся след в литературе об Оптине – через образ старца Амвросия, показав роль старчества в жизни русской церкви и верующего человека. В своем дневнике писатель написал: «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всем заблудимся». В минувшем веке в этом убедилась Россия. Сегодня настала очередь остальных.
Дорогие друзья, всем, кто не хочет блуждать в потемках, желаю крепости в вере, полноты сил и новых открытий в изучении наследия писателя и духовных сокровищ оптинских старцев. Помните, что сказал старец Зосима в «Братьях Карамазовых» Алёше: «С тобой Христос. Сохрани Его, и Он сохранит тебя».
***
Духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» призван помочь обществу найти ответы на вопросы современности через призму творчества великого русского писателя.
Последние десять лет жизни Ф.М.Достоевского были тесно связаны с церковью и православной жизнью. Писатель много читал об Оптиной пустыни, но долго откладывал свой визит в монастырь из-за тяжелой болезни. 25 июня 1878 года Ф.М.Достоевский прибыл в пустынь и впервые пообщался со знаменитым старцем Амвросием. После поездки в Оптину пустынь Ф.М.Достоевский написал роман «Братья Карамазовы».
Памятник будет установлен на исторической тропе, приведшей Ф.М.Достоевского к Иоанно-Предтеченскому скиту, к дому старца Амвросия.