Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию назвал задачу сбережения народа России высшим национальным приоритетом. COVID-19 бросил вызов государственной политике в сфере демографии. Но стратегическая цель – выйти на устойчивый рост численности населения и добиться показателя средней продолжительности жизни 78 лет – остается.
Какие социально-экономические меры могут стимулировать демографическое развитие России и как мотивировать общество вести здоровый образ жизни – эти и другие вопросы обсудили участники сессии Петербургского международного экономического форума «Демография России: увеличение рождаемости: решения и перспективы».
В ходе сессии выступил Игорь Щёголев.
Выступление полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе Игоря Щёголев на сессии «Увеличение рождаемости в России: решения и перспективы» Петербургского международного экономического форума
И.ЩЁГОЛЕВ: Конечно же, не случайно, что мы обсуждаем тему демографии на экономическом форуме, потому что вложения в демографию – это долгосрочные инвестиции. И возникает вопрос, что сделать, чтобы изменить положение, в котором мы находимся сейчас. Факторов, конечно, много. Мы обсуждали это на разных форумах и в разных контекстах и сходимся в выводе, что главное – это повысить рождаемость.
Безусловно, много других факторов определяет качество жизни в стране, но какие бы ни были продолжительность жизни или смертность, устойчивый рост населения возможен только при рождаемости более двух детей на каждую женщину детородного возраста. Это аксиома и с этим очень трудно спорить. Наглядный пример – Япония. Продолжительность жизни одна из наибольших в мире. Тем не менее суммарный коэффициент рождаемости примерно как у нас в Центральной России – 1,4. И за последние пять лет население сократилось почти на 2 миллиона человек. По собственным прогнозам Японии, к 2050 году население может сократиться еще на четверть.
Сторонники пассивной демографической политики говорят, что низкая рождаемость – это признак развитости страны – чем ниже, тем более развитая страна. Япония, Гонконг, Южная Корея. Мы считаем это вредным заблуждением, поскольку целый ряд высокоразвитых стран имеют СКР больше, чем у нас: Франция, США, Израиль. Россия уступает им существенно, в Центральной России ситуация еще хуже.
Почему важен наш округ? При доле населения в 27% в целом от страны любые демографические провалы у нас бьют по ситуации в России. Из-за самого низкого СКР на округ приходится половина естественной убыли страны, а так как население ЦФО – это основа государствообразующего этноса, народа, как записано у нас в Конституции, то это, естественно, двойная угроза. Сейчас главный фокус в нашей работе, главный вывод, к которому мы пришли, – это упор, чтобы появлялось и в стране, и у нас в Центральной России как можно больше многодетных семей.
Почему такая цель? Только при рождаемости больше двух детей в среднем на одну женщину можно добиться естественного прироста. Мы понимаем, что есть физиологические ограничения, социокультурные ограничения. Некоторые женщины рожают по одному ребенку, некоторые совсем не рожают. Это означает, что без многодетных семей нам проблему не решить. Буквально на этой неделе Президент, встречаясь с многодетными семьями, обратил на это внимание, выразив надежду, что региональные и местные власти со своей стороны будут расширять поддержку семей, в первую очередь больших, многодетных, чутко и оперативно реагировать на их проблемы и запросы. Применительно к нашему округу это означает, что СКР в два ребенка возможен только при условии, что хотя бы в половине семей у нас будет трое и более детей. Надо сказать, что ситуация с многодетными семьями совсем не безнадежна. Если за последние пять лет по первым и вторым рождениям был спад на 24%, то по третьим и последующим – рост на 17%. Это значит, что кратный рост числа многодетных семей вполне возможен и этим безусловно следует заниматься.
Какие есть проблемы? За демографическую политику отвечают совместные федеральные и региональные власти. При этом все, что относится к проблемам многодетных семей отнесено на уровень региона, значит, зависит от их возможностей. К чему это приводит? Сейчас в рамках одного только нашего округа есть шесть подходов к определению многодетной семьи, то есть даже переезжая в соседний регион, семья может утратить свой статус и лишиться государственной поддержки. Самой значимой мерой является материнский капитал. За первого-второго ребенка он федеральный, начиная с третьего – региональный. И здесь целая палитра подходов. Где-то его вообще нет, в других регионах он кратно отличается по сумме и условиям. Лишь в 4 из 18 регионах такой капитал выплачивается на каждого ребенка, а в большинстве регионов, получается, на четвертого и последующих никакой поддержки такого рода нет. Замечу, что четвертых и последующих рождений в 11 раз меньше, чем предыдущих. Это значит, что в 10 раз меньше нужно заложить средств, чтобы оказывать ровно такую поддержку. Мы видим, что такая единая политика отсутствует даже в рамках одного округа. Именно многодетные семьи в ней нуждаются больше всех. Мы убеждены, что поддержка многодетных семей в контуре федеральной системы может принести очень неплохие результаты. Напомню, что по итогам Послания Президент подписал список поручений, где Правительству предписывается к 1 июля подготовить целостную систему мер поддержки семей с детьми, и мы видим одной из составляющих такой системы – единый стандарт реализации нацпроекта «Демография», закрепляющий статус многодетной семьи и базовые меры поддержки вне зависимости от региона. Расходы на выполнение демографического стандарта должны учитываться в межбюджетных отношениях и входить в тот минимум, которые не подвергается разного рода сокращениям и оптимизациям.
Конечно, не все упирается в деньги. Много факторов, таких как культура, просвещение, информационное обеспечение, социальная среда, благоустройство влияют на этот вопрос. К сожалению, сегодня многодетные семьи воспринимаются в основном как малоимущие. Мы общались за последние пару лет с большим количеством многодетных, и в том числе с «Лидерами России» – среди них очень много многодетных. И это опровергает миф о том, что многодетные семьи – это семьи социально ущербные, но и они жалуются, что находятся под таким негативным социальным давлением, в том числе со стороны своих родных и близких, которые следуют как раз этому негативному стереотипу.
Второй пример, может быть, простой, бытовой, но он, тем не менее, отражает отношение общества к этой проблеме. У нас везде создается безбарьерная среда, мы очень серьезно продвинулись, ездим очень много по городам – столичным и небольшим. Видим, что этой теме уделяется очень большое внимание, но на одной из таких встреч отец многодетной семьи задал такой вопрос: почему, когда речь идет о тротуарах, никто не думает, что если у меня двойня, то размер тротуара должен позволять передвигаться по нему с коляской для двойни. Мы действительно обратили внимание – часть тротуаров сужается в угоду проезжей части, по ним очень трудно проехать с двойной коляской.
Еще нам, конечно же, необходима соответствующая масштабу проблемы информационная политика. Сейчас полная семья с тремя детьми занимает менее 1% в инфополе. Если вы посмотрите ролики, от рекламных до социальных, то вы увидите, что там в лучшем случае семья с двумя детьми, в редких случаях – трое или четверо. И то, как правило, это иностранные бренды или бренды, производящие семейные автомобили.
Все, о чем я говорил, это результат наших обсуждений не только с экспертами, управленцами, но и с многодетными семьями. В результате мы вывели формулу демографического успеха, она очень простая – это ценность семьи и детей, многодетность как норма и смысл жизни, помноженные на материальное благосостояние. Прошу обратить внимание, что на первое место мы ставим именно нематериальные факторы. Если компонент близок к нулю, то никакие финансовые влияния и вливания не дадут значимого эффекта.
Спасибо за внимание!
* * *
В сессии принимали участие полпред Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев, советник гендиректора Фонда содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ» Валерий Фёдоров, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок. Модератором сессии выступил директор Научно-исследовательского института урологии и интервенционной радиологии имени Н.А.Лопаткина Олег Аполихин.
Видеозапись сессии