На базе ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО)состоялось совещание по вопросу «О ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа организациями оборонно-промышленного комплекса Воронежской области в 2016 году», в котором приняли участие представители Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Минпромторга России, Вооруженных Сил Российской Федерации и правительства Воронежской области, а также руководители предприятий оборонно-промышленного комплекса региона.
Дмитрий Рогозин на совещании обозначил ряд направлений развития оборонно-промышленного комплекса России, которые предприятиям ОПК необходимо учитывать в своей работе уже сегодня. Вице-премьер отметил, что оборонная промышленность является едва ли не единственным локомотивом для реализации политики новой индустриализации в России и обратил внимание на то, что одна из основных задач, стоящих перед предприятиями ОПК - фактическое создание на их основе высокотехнологичного гражданского производства.
- После 2020 года мы пройдем основной этап перевооружения армии, когда будет компенсировано многолетнее отсутствие обновления в оборонно-промышленном комплексе и вооруженных силах. И следующей задачей станет удержание уровня перевооружения, такого мощного финансирования в рамках гособоронзаказа уже не будет. Вы должны подумать, как использовать уже вложенные в обновление и наращивание возможностей средства, полученные современные технологии и кадровый потенциал, чтобы насытить рынок высокотехнологичной гражданской продукцией, - обратился Дмитрий Рогозин к руководителям ОПК Воронежской области.
Как одно из перспективных направлений было названо производство техники для сферы здравоохранения. Вице-премьер подчеркнул, что сегодня Россия ежегодно тратит на закупку медицинской техники от 300 до 350 млрд. рублей, а суммы затрат на лекарственные препараты еще больше. В развитии данного направления на федеральном уровне есть большой потенциал для отечественных предприятий.
Он также призвал руководителей оборонных предприятий уделить пристальное внимание кадровой политике, а именно подготовке потенциальных молодых преемников и созданию кадрового резерва, чтобы максимально сократить дистанцию между молодыми специалистами и заслуженными работниками отраслей.При этом наличие молодых кадров может стать одним из критериев оценки эффективности предприятий.
Говоря о проблеме подготовки кадров, Дмитрий Рогозин выступил с предложением развивать в воронежских вузах технические дисциплины, «чтобы Воронеж стал одним из форпостов подготовки кадров в целом для страны, исходя из профиля тех предприятий, которые здесь работают».
Губернатор Алексей Гордеев отметил, что сегодня в Воронежской области напрямую на гособоронзаказ работает 21 организация и еще целый ряд предприятий - по кооперации. По итогам 2015 года региональные предприятия ОПК произвели продукции в общей сложности на 60 млрд. рублей, при этом темп роста составил 102% к 2014 году.
- Сегодня продукция предприятий оборонки составляет 17% от продукции промышленных предприятий области. Здесь наиболее высокий уровень зарплаты, произошло существенное омоложение коллективов, в частности, Концерна «Созвездие» и авиазавода. Общее число работающих в отрасли – более 31 тысячи человек. И это квалифицированные профессиональные кадры, - сказал Алексей Гордеев.
После совещания Дмитрий Рогозин и Алексей Гордеев побывали в цехе окончательной сборки самолетов, где осмотрели участок сборки фюзеляжа ИЛ-112В и сборочный участок МС-21, а также ознакомились с ходом производства самолетов Ил-96 и Ан-148. ПАО «ВАСО» производит дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты Ил-96-300, Ил-96-400, региональные самолёты Ан-148, агрегаты и запчасти для самолётов, в том числе агрегаты для самолетов SSJ, а также оказывает услуги по ремонту и послегарантийному обслуживанию авиационной техники. Гендиректор ВАСО Дмитрий Пришвин рассказал, что в июле завод передал новый самолет Ил-96-300 специальному летному отряду «Россия» Управления делами Президента РФ. Самолет сделан из отечественных комплектующих, новые системы и оборудование, установленные на нем, полностью российского производства. Воздушное судно построено в кооперации с рядом ведущих отечественных предприятий, которые занимались, в том числе, разработкой систем связи и защиты самолета. Кроме того, ВАСО передало в эксплуатацию Минобороны России самолет Ил-96-400 специальной комплектации. Воздушное судно успешно прошло весь комплекс наземных и летных испытаний в соответствии с требованиями заказчика.Планируется, что в конце текущего года завод передаст заказчику еще один Ил-96- 300.
Объединенная авиастроительная корпорация выбрала ВАСО в качестве основного производителя легких военно-транспортных самолетов Ил-112В.Воронежское акционерное самолётостроительное общество уже приступило к строительству первого образца самолета. В середине 2017 года должен состояться первый полет.
В ходе своего визита зампред Правительства РФ уделил особое внимание производству Ил-96-400, представляющего собой удлиненный почти на 10 метров «вариант» Ил-96-300. За счет перекомпоновки пассажирских кресел в салоне будет 370 (при наличии бизнес-класса) или более 400 мест (экономичный вариант). Ил-96-400 призван стать основным отечественным лайнером для дальнемагистральных перелетов на период, пока не будет поставлено на поток производство нового конкурентоспособного пассажирского самолета с двигателем высокой мощности. Сейчас двигатель мощностью 35 тонн тяги проходит испытания в Перми.
- Возникла ситуация, когда наши авиационные компании перестали эксплуатировать отечественные пассажирские самолеты из-за так называемой топливной неэффективности. В бизнесе всегда считают, сколько потрачено топлива на одного конкретного пассажира, и получается, что нашим пассажирам, летающим на наших же самолетах, приходится переплачивать за билет, по сравнению с полетом на «боингах» или «эйрбасах». На период создания лайнера с новым двигателем появляется Ил-96-400, отвечающий требованиям авиакомпаний по нагрузке на одно кресло по топливу. Плюс мы полностью делаем собственный салон, тем самым удешевляя производство. Ил-96-400 может закрыть основные потребности как по дальнемагистральным полетам, так и по чартерным рейсам на курорты в летний сезон, - пояснил Дмитрий Рогозин.
Он добавил, что федеральное финансирование, помимо нового мощного двигателя и самолетов Ил-96-400, выделено также на создание Ил-114, призванного «закрыть» все межрегиональные перелеты дальностью 1500 км. Его вместимость – порядка 70 пассажиров, и при этом самолет сможет садиться не только на полосу, но и на грунт, снег и лед. Таким образом, решается вопрос транспортной доступности для граждан без переплаты за покупку иностранной техники и финансирования тем самым зарубежных экономик, которые вводят санкции.
- И Воронеж играет в этом процессе очень важную роль, резюмировал вице-премьер.
Затем делегация переехала на территорию Нововоронежской атомной станции (НВАЭС). Сначала губернатору и заместителю Председателя Правительства РФ показали панораму возводимых и уже построенных объектов Нововоронежской АЭС-2 со смотровой площадки и подробно рассказали об особенностях и технологиях строительства, а затем гости детально ознакомились с работой шестого энергоблока станции, который запустили в августе текущего года.
Заместитель генерального директора - директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» Владимир Поваров сообщил, что НВАЭС включила в сеть инновационный энергоблок поколения «3+» 5 августа. И он выдал первые 240 МВт в энергосистему страны. Особенностью таких энергоблоков является большая насыщенность так называемыми «пассивными системами безопасности», которые могут работать даже при полной потере электроснабжения и без вмешательства оператора. На энергоблоке № 6 Нововоронежской АЭС применили уникальные системы пассивного отвода тепла от реактора, рекомбинаторы водорода и ловушку расплава активной зоны. Аналогов им в мире нет.
Запуск шестого энергоблока повысит суммарную мощность электростанции в 1,5 раза и поможет развитию экономики Воронежской области. 9 сентября было получено разрешение Ростехнадзора на выход энергоблока № 6 на 50% мощность. Сегодня началась его опытно-промышленная эксплуатация. В промышленную эксплуатацию он будет принят после освоения 100% мощности и проведения необходимых испытаний - ориентировочно в конце 2016 года. И уже в первый год после этого дополнительные налоговые поступления на имущество могут достичь 2 миллиардов рублей.
- Если говорить об атомной электростанции, это более 5 % вклада в экономику нашей области. Конечно, ввод нового блока, тем более энергоблока поколения «3+», первого в мире по безопасности - это наша гордость. Мы рады, что такое событие состоялось, - отметил губернатор.
На блоке № 7 сейчас ведутся строительно-монтажные работы. В июне на штатное место установили верхний ярус купола реакторного здания. Проектом здесь предусмотрена двойная (внутренняя и наружная) защитная оболочка.
Губернатор поблагодарил зампреда Правительства РФ за помощь воронежским промышленным предприятиям.
- Сегодня Дмитрий Олегович поставил новую задачу – как параллельно развивать гражданскую продукцию. Принципиально интересная для нас задача, она связана как с нашим внутренним потреблением, так и с горизонтальными связями с другими регионами России, мы видим здесь громадный потенциал, - сказал глава региона.
- 20 лет назад в Нововоронеже была жуткая человеческая и профессиональная тоска, потому что никаких перспектив с точки зрения продолжения развития атомной энергетики в целом в стране и в Нововоронеже в частности не было. И вот на моих глазах эта ситуация начала развиваться благодаря абсолютному профессиональному упрямству в атомной промышленности, а мы им помогали. Сегодня мы видим вместе с возрождением нашей страны, возрождение нашей энергетики, - отметил Дмитрий Рогозин.
После экскурсии по станции было подписано дополнительное соглашение о сотрудничестве между госкорпорацией «Росатом» и правительством Воронежской области. Документ подписали губернатор Алексей Гордеев и первый заместитель генерального директора по операционному управлению госкорпорации «Росатом» Александр Локшин.