В Москве 27–28 ноября проходит XXV Всемирный Русский Народный Собор. Участие в работе Демографической секции приняли полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев, руководители регионов, представители общественных и религиозных организаций, научного сообщества.
Выступление полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Игоря Щёголева:
Демографические вопросы сегодня звучат всё более остро и остаются нашим высшим приоритетом. В апреле текущего года, обращаясь к участникам Первой всероссийской демографической конференции «Демографическая политика современной России: как добиться роста вопреки прогнозам», глава государства назвал приумножение народа России нашей главной национальной идеей. А ранее, в 2022 году, на заседании Госсовета, посвящённого социальной политике, Президент подчеркнул, что именно крепкие многодетные семьи являются главным ответом на существующие демографические вызовы.
Наш великий химик Дмитрий Иванович Менделеев был не только 17-м ребёнком в семье, но и значительную часть своих трудов посвятил вопросам экономики, промышленности и демографии Российского государства. В книге «К познанию России» Менделеев на основе итогов переписи 1897 года дал прогноз численности населения империи. По его оценке, сегодня в России должно жить больше 600 млн человек. А нас в четыре раза меньше. Для огромной территории это очень мало. Воплощение прогноза Менделеева в жизнь могло бы стать достойным национальным приоритетом и нашим стратегическим целевым ориентиром.
Центральный федеральный округ, к сожалению, даёт половину всей естественной убыли населения страны. Причина – суммарный коэффициент рождаемости ниже уровня простого воспроизводства, то есть менее двоих детей на одну женщину. Это своего рода ватерлиния, выше неё – рост населения, ниже – вымирание. Чтобы выйти на уровень простого воспроизводства, в половине семей должно быть более двух детей. Текущая ситуация далека от идеальной.
Сегодня практически всё, что касается многодетных семей, отнесено к полномочиям субъектов Федерации, у которых разные бюджетные возможности. В результате поддержка фрагментарна и существенно различается от региона к региону как по размерам, так и по условиям предоставления.
Ещё в 2019 году мы предлагали определить единый подход хотя бы по базовым позициям. По сути, ввести минимальный демографический стандарт для регионов. Поскольку его проработка затянулась, в апреле 2022 года провели Совет округа и договорились с губернаторами, что и как поправить в демографической политике самостоятельно, не дожидаясь общефедеральных решений.
В 18 регионах ЦФО применялось шесть разных подходов к составу многодетной семьи. Словно это не регионы одной страны, а разные государства. В Москве многодетная семья сохраняет статус, пока младшему из детей не исполнится 16 лет. В других регионах округа семья теряла свой статус и лишалась всех причитающихся льгот, как только старшему из трёх детей исполнялось 18 лет. Такой подход противоречит житейской логике и современному укладу жизни. Как правило, ребёнок остаётся на иждивении у родителей, пока не закончит училище или вуз, а нагрузка на семейный бюджет только возрастает.
На Совете округа решили поднять возрастную планку до 23 лет для детей-студентов. Губернаторы почти завершили эту работу. Осталось только двум регионам поправить своё законодательство.
Столкнулись ещё с тем, что требования к составу многодетной семьи даже внутри самих регионов были разные. Для выплаты социальных пособий и получения льготы по транспортному налогу многодетная семья определялась по одним критериям, для выдачи бесплатных земельных участков – по другим. И так было в половине регионов округа. Причина такой ситуации – отсутствие межведомственного взаимодействия. За пособия отвечает соцзащита; за транспортный налог – региональный минфин и дорожники; за участки – управление земельных отношений. Каждое из ведомств свой закон разрабатывало самостоятельно.
Теперь применяется сквозной подход. Получила семья удостоверение многодетной – может претендовать на полный пакет мер поддержки.
Главной демографической мерой остаётся материнский капитал. Федеральный маткапитал выплачивается только за первого и второго ребёнка. За третьего и последующих детей выплачивается региональный капитал. Поскольку у регионов бюджетные возможности разные, кто-то его ввёл, кто-то нет, кто-то установил избыточные требования к семьям для его получения.
За третьего и последующих капитал введён во всех субъектах ЦФО, кроме Тверской области, где только за третьего ребёнка. Нерешённым остался вопрос с его размером, который везде ниже федерального от трёх до 12 раз. Фактически мы имеем регрессивную шкалу, что не соответствует даже логике социальной политики – ведь самым социально уязвимым категориям семей его либо не платят, либо платят кратно меньше.
Ставка на регионы не сработала. Принципиально изменить эту ситуацию можно, только если материнский капитал для многодетных будет федеральным.
Есть пример из нашей собственной истории. Во время Великой Отечественной войны была введена новая система ежемесячных и единовременных детских пособий. Акценты следующие: фокус на многодетных семьях; прогрессивная шкала выплат (например, за шестого ребёнка выплата в пять раз больше, чем за третьего); отсутствие ненужных ограничений – семьи не делили ни по доходам, ни по региону проживания.
Текущая демографическая ситуация требует сомасштабных решений. Даже при текущих бюджетных ограничениях система материнского капитала могла бы быть прогрессивной и стимулировать переход к многодетной семье.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин постоянно говорит о том, что нормой в нашей стране должна стать большая семья с тремя и более детьми. И решение главы государства сделать 2024 год Годом семьи, безусловно, хороший повод в этом направлении приложить все усилия.
Вы собираетесь перейти на другой сайт