Полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев
посетил Владимирскую область, где обсудил с врио губернатора Александром
Авдеевым вопросы социально-экономического развития региона.
Полпред также выступил на пленарной сессии Владимирского промышленно-инвестиционного конгресса. Главной темой стали вопросы развития региональной промышленности в современных экономических и геополитических условиях.
Выступление полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Игоря Щёголева на Владимирском промышленно-инвестиционном конгрессе.
Андрей Шпиленко, директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России, модератор: У меня складывается впечатление, что всё, к чему вы притрагиваетесь, начинает эффективно идти. Этот тренд – качественные инвестиции – что это такое? Второе: какие ваши впечатления, какую роль занимает Владимирская область в Центральном федеральном округе с точки зрения промышленного производства? И ключевой вопрос: что необходимо сделать, чтобы более эффективно или более рационально вкладывать деньги в новые инвестиционные проекты, думая не только об экономической эффективности, но и о других задачах, связанных с повышением заработных плат, созданием рабочих мест? Какие дополнительные стимулы необходимы?
Игорь Щёголев, полномочный представитель Президента РФ в ЦФО: Спасибо за приглашение на встречу. У нас мода такая в стране, что ни мероприятие – то обязательно большой форум. Иногда думаешь, а нужны ли такие разговоры, такие форумы? Едешь со скепсисом, а потом приезжаешь – по предприятия походишь, с людьми пообщаешься, аудиторию посмотришь и понимаешь, что они всё-таки нужны. Это повод для серьезного разговора, а для вас, конечно же, возможность в этом кругу задать вопросы, которые можно было бы, наверное, задать с глазу на глаз. Но когда всё-таки на миру, то разговоры получаются другого, более высокого уровня.
Почему мы поставили вопрос о квалификации инвестиций. Потому что, наверное, такой этап наступает в жизни страны. Больше денег остается в стране, меньше идет на покупку всяких люксовых безделушек за ее пределами. Ходили сейчас по выставке и говорили с одним предпринимателем, вроде бы успешным – и предприятие работает, и оборудование хорошее, и рабочие есть, и заказы есть. И вот мы уже отходим, а он за рукав дергает: «А какая-нибудь помощь от государства может быть?» – «Да, а зачем?» – «Уже привыкли, что какая-то помощь должна быть от государства». Понятно, что на всех этой помощи точно не хватит. Потому что эта помощь в том числе возникает за счет бюджета. Если область кому-то помогает, значит, эти деньги не идут на зарплаты учителям, врачам, не построен лишний детский сад, не обновят дорогу. И, конечно, надо понимать, если уж ты идешь на эти меры поддержки и с каким-то инвестором работаешь, то вправе от него ожидать серьезной отдачи. Был период, когда важно было вообще инвестировать – приходи кто хочет. Ты что-то построил, возникла цепочка, мультиплицирующий эффект, стройматериалы, строители, пошел подоходный налог – это уже хорошо.
Можно сказать, что у нас экономика уже дозрела, чтобы такой подход изменить. И у нас ведь есть большой ориентир в развитии страны – это национальные цели развития, которые зафиксированы в наших национальных проектах. Эти цели установлены Президентом, и мы вправе ожидать, что бизнес свою работу тоже будет ориентировать на эти цели, на эти задачи – и демография, и повышение качества жизни. Что такое повышение качества жизни? Это повышение уровня зарплаты. Проехались сегодня по нескольким предприятиям, есть такие, которые перенесли свои производства из Москвы. Почему перенесли? Потому что производить дешевле. Мы звали, говорят, московских специалистов, готовы были платить им московскую зарплату, а они почему-то не переезжают. Называют, почему: школы не те, садики не те, городская среда не так благоустроена.
То есть бизнес-модель предполагает, что она была устойчива к московской зарплате. А сколько платите? Среднюю по региону, может быть, чуть ниже, чем среднюю по региону. Если люди пришли, за свои деньги производство перенесли, всё у них хорошо, но при этом они так экономно относятся к своим работникам, может ли такой инвестор рассчитывать на поддержку из регионального, федерального бюджетов? Я бы поспорил.
Если проходишь по интегральной, допустим, бизнес развивается, и деньги, заработанные или сэкономленные на работниках, реинвестируешь, создаешь новые рабочие места, еще можно подумать. Или у тебя высокая степень автоматизации, высокотехнологичные рабочие места, которые являются сами по себе привлекательными в силу того, что они так хорошо оборудованы, получив опыт на этом предприятии, рабочий может претендовать на более высокую зарплату – это вопрос для обсуждения.
Но в целом, если ты уже приходишь и обращаешься за помощью, наверное, лучше, чтобы ты в ответ что-то государству давал или региону – людям, которые у тебя работают, которые живут вокруг твоего предприятия. Исходя из этого, мы предложили систему координат. У нас популярно сейчас говорить про ESG-повестку. Что это такое, у нас точно никто до конца не представляет, но модно – кредиты под это проще дают и смотрят на тебя, как будто ты суперсовременный.
А если вглядеться в эти критерии, то, может, не все из них нам подходят – сколько у тебя трансгендеров на предприятии работает, отношение к отклоненцам, назовем их так, – это нашим ценностям точно не отвечает. Потому что у нас проблема – поднимать рождаемость в стране. И во Владимирской области особенно. У вас в 2015 году на одну женщину детородного возраста приходилось 1,7 ребенка, а сейчас – 1,2. А чтобы у нас страна росла, чтобы население увеличивалось, надо, чтобы было 2,15.
Берешь – у себя на предприятии предлагаешь программы поддержки молодых семей или доплачиваешь многодетным, особые условия для многодетных мам организуешь. Такое нужно поддерживать, потому что Президент сказал, что это одна из тех вещей, которая ему спать не дает. Его на одном из крупных форумов – по-моему, в Питере – ведущий спросил: «Есть что-то, что вам спать не дает?» – «Слушайте, вот такая проблема».
У нас огромная территория, нас должно быть много, а нас становится меньше. Если предприниматель показывает, что это его тоже беспокоит, нужно его поддерживать в первую очередь. Или посмотреть на его историю, что он участвовал в госконтрактах, не срывал сроки, всё качественно и с душой – почему бы это не учитывать при разговоре с инвестором.
Мы посчитали по нашим критериям всех, кто сидит в этом зале. Кстати, у нас получилось, что Владимирская область занимает очень неплохие позиции. Поэтому я так смело с вами на эту тему разговариваю – потому что если вы не в отличниках, то в хорошистах. А дальше можно смотреть, какими способами вас поддерживать. Кому напрямую деньги дать, кому вернуть из того, что заплатили в качестве налога.
Как это может выглядеть? Например, на принятие объекта в эксплуатацию сейчас установлен срок 54 дня. Кто бы ни пришел – хороший объект, большой, маленький – в очередь становись, через 54 дня приходи, разрешение дадим. А если проект значимый? Люди выходят за рамки непосредственно этого объекта, делают для государства, демонстрируют своими действиями, что понимают, в какой стране мы хотим жить. Зарплата чтобы была достойной, чтобы мама не боялась ребенка в детский сад отдать, тогда, может быть, к этому предприятию с особой меркой подойти? Он к общему делу особо подходит, и мы к нему особо: может, ему не за 54 дня, а за 10 дней разрешение дать?
И точно так же подключение к сетям – вместо подготовительной фазы в 200 дней выйдет 30 дней. Таким образом стимулировать людей к тому, чтобы они делали выбор проектов и организовывали эти проекты так, чтобы в них сразу был заложен социальный мультипликат. Потому что это наша общая задача. Это не только задача государства, руководителя региона, представителя федерального центра – думать о том, как достичь целей. Это должна быть наша общая задача. Если мы видим, что предпринимательское сообщество идет нам навстречу, соответственно, и государство должно со своей стороны делать ему больше шагов навстречу, чем в целом бизнесу. Понятно, что любые проекты надо поддерживать, но на всех точно не хватит. Выбор надо делать осознанно, для этого должны устанавливать определенные критерии.
А то, что я увидел на предприятиях, меня порадовало: идея технологической независимости проходит практически через все производства. Кто-то начал до, кто-то сейчас активно осваивает. И те, кто смотрели вперед и заглядывали за горизонт, в более предпочтительном положении. Но и те, кто по ходу перестраивается – тоже хороши. И хорошо, что есть компании, которые и новые ниши на внутреннем рынке осваивают, и активно идут на внешний рынок. Целые серьезные кластеры и по автокомплектующим, и по дорожной технике, и по городскому транспорту существуют, и сельского хозяйства.
Наши предки не зря сюда пришли с юга. Они пришли, потому что здесь земли позволяли чувствовать себя комфортнее, чем вокруг. Понятно, что это заложено в генотипе Владимирской области – что нужно здесь хорошее продовольствие производить и перерабатывать. Вы всем этим занимаетесь, поэтому ощущения неплохие. В части инвестиционной активности в промышленности вы у нас находитесь на очень неплохих позициях в наших оценках, в наших рейтингах. Я могу только пожелать – полный вперед!
А.ШПИЛЕНКО: Спасибо огромное. Игорь Олегович, я вас внимательно слушал как обыватель. Я ведь действительно искал ответ на свой вопрос – что такое качественная инвестиция? Сухой остаток. Я как обыватель к такому выводу пришел: итак, качественные инвестиции – это те инвестиции, которые не направлены в первую очередь на извлечение коммерческой прибыли, а в том числе подразумевают и социальную нагрузку: увеличение зарплат, строительство детских садов и некую роль в достижении национальных целей, которые поставлены перед государством. И вот именно такая триединая цель заложена в термине «качественная инвестиция»?
И.ЩЁГОЛЕВ: Забота об окружающей среде тоже. В самом широком смысле – это должны быть современные технологии. У людей, которые живут вокруг предприятий, от появления этих предприятий окружающая среда не должна испортиться, качество жизни не должно ухудшиться. Качественные инвестиции способствуют повышению благосостояния и улучшению среды.
После пленарной сессии И.Щёголев ответил на вопросы журналистов.
Вопрос: Уважаемый Игорь Олегович, мы очень рады вновь приветствовать вас во Владимирской области. Сегодня одна из главных тем, которая звучала на заседании – так называемый ЭКГ-рейтинг. Экология, кадры и государство. Как мы поняли, он строится на оценки вклада компании в сохранение окружающей среды, достижение национальных государственных задач и, конечно же, создание достойных условий труда для работников. В чем необходимость такого рейтинга, и как он будет применяться на практике?
И.ЩЁГОЛЕВ: Его необходимость продиктована задачей концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, которые у нас заложены в нацпроектах и соответствуют национальными целями развития. Понятно, мы приветствуем все инвестиционные проекты, но те проекты, которые двигают страну вперед в соответствии с теми задачами, которые поставил Президент РФ, как мы считаем, должны получать определенные преференции. И рейтинг задуман именно для того, чтобы компании оценить и понять, какие из них (и главное, чтобы они сами могли видеть) в большей степени соответствуют этим задачам и целям и имеют право на такое предпочтение со стороны государства. И при распределении разного рода льгот и субсидий.
Вопрос: Позвольте короткую ремарку – у Владимирской области высокий ЭКГ?
И.ЩЁГОЛЕВ: Мы только эту инициативу запустили и предварительно провели оценку компаний всего Центрального федерального округа на основании тех данных, которые есть у государства. Мы не задействовали для этого дополнительные ресурсы, не организовывали дополнительные опросы, не нагружали компании необходимостью заполнять тысячи новых справок. Мы взяли те данные, которые есть у государства, и с помощью налоговой службы оценили по тем критериям, которые мы считаем правильными. И Владимирская область заняла первое место. Предприятия Владимирской области, которые соответствуют этим критериям, заняли очень высокие позиции.
В рамках рабочей поездки полпред посетил ведущие производства Юрьев-Польского района – заводы «Промсвязь» и «Борец-Нэо».
«Промсвязь» – один из основных отечественных производителей электропитающих установок. Здесь организовано высокотехнологичное производство полного цикла: от металлообработки до монтажа печатных плат. Широкая дилерская сеть охватывает практически все регионы России.
«Борец-Нэо» – крупный производитель нефтедобывающего оборудования. На заводе изготавливают станции управления погружных электродвигателей, а также обслуживают полнокомплектные установки по добыче нефти. Оборудование поставляется в страны Ближнего Востока и Африки.
И.Щёголев также посетил мемориальный дом-музей Н.Е. Жуковского, расположенный в селе Орехово. В дворянской усадьбе жила семья русского ученого, основоположника современной аэро- и гидромеханики Николая Жуковского. Музей был открыт в 1938 году. Его экспозиция позволяет проследить развитие отечественного авиастроения.