1. Ежегодная всероссийская конференция «Россия – большая семья больших семей. Многодетность как новая норма», организованная во исполнение Плана основных мероприятий по проведению Года семьи, собрала более 400 представителей органов государственной власти, научных, образовательных и общественных организаций, бизнеса из 79 регионов РФ.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что «большая многодетная семья должна стать нормой, философией жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии».
Цель конференции – поиск эффективных решений в сфере народосбережения и совершенствования демографической политики, а также корпоративных практик для восстановления многодетности как социальной нормы и создания условий для повышения рождаемости.
2. Негативные последствия значительного спада рождаемости 1990-х годов сформировали условия для неизбежного сокращения абсолютного числа рождений в период до 2035 года.
В этой связи необходимо ориентировать государственную политику на средние показатели детности (суммарный коэффициент рождаемости) из расчёта не менее 2,15 ребёнка на одну женщину детородного возраста или 2,5 ребёнка на одну семью. Для достижения данного уровня в более чем половине семей должны родиться трое и более детей.
Устойчивый рост населения в долгосрочной перспективе возможен, если многодетность станет доминирующей формой семьи.
3. В перспективе нескольких десятилетий состав крупнейших по населению стран претерпит серьёзные изменения.
Сохраняется естественная убыль населения в большинстве развитых стран мира (США, страны ЕС, Япония и др.). Многие из них стали прилагать дополнительные усилия для стимулирования рождаемости. Вводятся меры поддержки семьей с детьми, ограничиваются возможности для искусственного прерывания беременности по немедицинским показаниям, расширяются корпоративные программы поддержки сотрудников с детьми.
Государства, которые смогут совместить решение вопросов технологического и социально-экономического развития с ценностями и практиками большой семьи, имеют большие шансы на укрепление национальной силы и сохранение цивилизационной идентичности.
4. Российская Федерация обладает значительным потенциалом увеличения рождаемости, в частности более 40% семей с одним ребёнком и 69% семей с двумя детьми хотели бы стать многодетными.
Перестройка нормативной базы, социальной и бюджетной политики в пользу семей с большим количеством детей на основе единого категориально-понятийного аппарата, вне зависимости от критериев нуждаемости может выступить важным фактором поддержки семей и индикатором востребованности просемейных корпоративных практик.
Каждая семья, желающая стать многодетной, должна патронироваться государством с проактивным предоставлением текущих мер поддержки и гибкой реакцией на возникающие запросы. Такой принцип предполагает совместную ответственность и вовлечённость населения в противовес иждивенческому подходу. Бизнес, помимо выполнения функции демографического агента государства, должен быть заинтересован во введении дополнительных корпоративных мер.
5. Первым значимым шагом в этом направлении стало принятие национального стандарта «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг)» с охватом 7 млн хозяйствующих субъектов: от крупнейших корпораций до индивидуальных предпринимателей.
6. На региональном уровне развивается практика поддержки ответственного ведения бизнеса. Соответствующие законы приняты во Владимирской, Воронежской и Липецкой областях.
Целесообразно учитывать инвестиции компаний в демографию, экологию, развитие регионов при расчёте налога на прибыль, проведении государственных закупок, проектном финансировании. При этом оценивать эффективность корпоративной демографической политики на основе показателей, отражающих долю семейных сотрудников и количество детей.
7. Распространение таких показателей эффективности на органы власти и бюджетные учреждения позволило бы существенно улучшить отношение руководителей разного уровня к работникам с семейными обязанностями, демонстрируя на деле следование высшему национальному приоритету –народосбережению.
8. Стимулом для корректировки стратегии поведения работодателей и их работников является настройка социальной, налоговой, пенсионной системы:
увеличение необлагаемого НДФЛ и страховыми взносами размера корпоративных выплат при рождении ребёнка в многодетной семье до 1 млн рублей;
отнесение частных инвестиций в демографию к экономически обоснованным с целью учёта их в составе затрат при исчислении налога на прибыль;
внедрение прогрессивной шкалы материнского (семейного) капитала, начиная с третьего ребёнка, с привязкой выплаты материнского (семейного) капитала на первого и второго ребёнка к возрасту матери;
введение надбавки к пенсии родителей за счёт части взносов детей в пенсионную систему;
предоставление права на досрочное назначение пенсии многодетным родителям (отцу или матери) на выбор;
индексация пенсий работающих многодетных родителей на уровне неработающих пенсионеров.
9. Нормативную правовую базу (законодательство Российской Федерации), регулирующую (регулирующее) вопросы предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, привести в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мера социальной поддержки многодетных семей».
10. Изменение социальных норм и представлений о привлекательности и ценности большой семьи формируется и закрепляется через сферу культуры и информационную среду.
В существующей медиапродукции образ полной благополучной многодетной семьи занимает незначительную долю (1-3%, по разным оценкам). Принятие обязательств по учёту семейно-демографической тематики в содержании продукции в соответствии с национальными приоритетами может стать важным индикатором социально ответственного поведения субъектов медиабизнеса и культуры и весомым вкладом в улучшение демографической ситуации.
11. Направить настоящую резолюцию в адрес Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, деловых объединений российского бизнеса.