В ЦФО создается Институт демографической политики

15 апреля 2022
Такое решение принято на заседания Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО

В Москве состоялось заседание Совета при полномочном представителе Президента России в Центральном федеральном округе. Рассматривались вопросы поддержки многодетности, многодетных семей и совершенствования мер демографической политики в рамках округа, а также предложения для рассмотрения на федеральном уровне. Под эгидой Ассоциации ЦФО решено создать Институт демографической политики.

Совет ЦФО, объединяющий глав регионов округа, прошёл при участии представителей также научного и предпринимательского сообщества. На заседании  выступила заместитель председателя Государственной Думы Анна Кузнецова.

Открывая заседание, полпред Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев отметил, что сегодня мы находимся в крайне непростой и одновременно уникальной ситуации. Полпред напомнил слова Главы государства о том, что образ будущего для России – «крепкая, благополучная семья, в которой растут двое, трое, четверо и больше детей». Это и есть ключевое условие для достижения национальной цели развития – устойчивого роста численности населения нашей страны.

Доминирующей – нормальной – формой семьи должна стать семья, воспитывающая трёх и более детей. Соответственно, и жилищное строительство, и  социальная инфраструктура, и образовательная, и информационно-культурная политика должны развиваться в логике стимулирования рождаемости и многодетности, подчеркнул И.Щёголев.

В Центральном федеральном округе вопросам поддержки рождаемости уделяется большое внимание, много дополнительных мер принято за последние два-три года. Например, в Тульской области выстроена целостная система поддержки семей с детьми. В Брянской, Воронежской и Смоленской областях существенно увеличен размер регионального материнского капитала за третьего ребенка. В ряде регионов он стал выплачиваться за каждого ребёнка, расширены направления его использования. Существенные средства выделяются на улучшение жилищных условий в Тверской и Белгородской областях. Так, в Тверской области многодетные семьи с пятью и более детьми могут получить до 1 млн рублей на приобретение семейного автомобиля отечественной сборки.
В Липецкой области введены дополнительные единовременные выплаты при рождении ребёнка. В регионах ЦФО оказывается поддержка студенческим и молодым семьям.

В ходе обсуждения рассмотрены эти и другие наработки регионов Центральной России по поддержке многодетных семей. Высшие должностные лица регионов и их заместители подробно информировали о лучших практиках в своих регионах. Вице-губернатор Тульской области Ольга Гремякова рассказала о комплексном подходе к реализации мер по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми. Заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова оценила представленный Тульской областью подход как «опыт, по которому можно писать учебник».

Глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов сообщил о применяемых механизмах в строительстве частных домов для многодетных семей. Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков представил модель организации предоставления бесплатных земельных участков многодетным семьям и инструментах их освоения.

Проблемным вопросам демографической политики в регионах ЦФО свой доклад посвятил заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФ Артур Ниязметов.

Для выработки эффективных решений в сфере демографии И.Щёголев предложил создать специализированную организацию при Ассоциации Центрального федерального округа – Институт демографической политики имени Дмитрия Ивановича Менделеева (великий русский ученый был 17-м ребёнком в семье). Институт может действовать в форме некоммерческой организации. Предполагается, что в работе института примут участие представители академической науки, ведущие эксперты-демографы.

Среди ближайших задач – формирование единого демографического стандарта для обеспечения гарантированного уровня поддержки семей с детьми, аудит демографической политики и оценка её эффективности для разработки мер поддержки рождаемости в Центральной России. В планах – создать на базе института цифровую площадку для взаимодействия с живущими в ЦФО семьями, организация их социально-медицинского патронажа.

Одной из задач института могло бы стать содействие работодателям в  выстраивании просемейной политики в отношении своих сотрудников и клиентов, чтобы показать бизнесу экономическую эффективность вложений в демографию. О роли корпораций в демографическом развитии на заседании Совета ЦФО рассказал председатель Совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарёв. ГК «Дело» на системной основе внедряет стандарт поддержки устойчивого демографического развития в рамках компании.

Совет ЦФО единогласно поддержал это предложение полпреда.

В завершение заседания заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова подчеркнула важность разработки единого комплексного подхода сопровождения семей в целях стимулирования рождаемости и многодетности. «Сейчас регионы идут впотьмах, а времени на раскачку нет, так как население стремительно сокращается. Между тем, запрос на создание семей сохраняется, и важно не упустить это время», – подчеркнула Анна Юрьевна.

Участники Совета пришли к выводу, что в регионах ЦФО следует усилить и упорядочить существующие меры поддержки многодетных семей с одновременной реализацией активной информационной политики, направленной на укрепление семейных ценностей, стимулирование рождаемости и многодетности, разъяснение основ здорового образа жизни и принципов репродуктивного здоровья.

По итогам заседания главам регионов рекомендовано рассмотреть вопрос о введении регионального материнского (семейного) капитала за каждого ребёнка, начиная с третьего. Отменить критерий нуждаемости при предоставлении регионального материнского (семейного) капитала и аналогичных единовременных выплат.

Губернаторы возьмут под личный контроль исполнение решений Президента России по предоставлению бесплатных земельных участков многодетным семьям.

Будут расширяться возможности бесплатного посещения социально-культурных объектов многодетными семьями.

Приоритетом станет информационная политика, направленная на поддержку лучших просемейных корпоративных практик, увеличение информационной продукции, пропагандирующей позитивный образ благополучной многодетной семьи, в том числе в рамках как социальной, так и коммерческой рекламы.

Стенограмма заседания Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЦФО «О мерах поддержки многодетных семей в ЦФО»:

И.ЩЁГОЛЕВ:

— Рад вас приветствовать! Собираемся сегодня в непростой ситуации, но она имеет и свою уникальность, когда нужно действовать вдвойне эффективно и уметь правильно расставлять приоритеты. Можно подумать, а время ли сейчас разговаривать о демографических вопросах? Мы считаем, что об это говорить никогда не поздно. Послушайте наши аргументы и, наверное, согласитесь, что сейчас это может быть актуальнее, чем когда бы то ни было. Ведь демография определяется не только социальной политикой, но и общим состоянием экономики, оценками перспектив и настроениями в обществе.

Сейчас ситуация для многих тревожная и высок риск, что репродуктивные планы, то есть планы по расширению семейства, пойдут вниз, пока экономика будет перестраиваться на новые рельсы. Нам важно сейчас эту негативную тенденцию не допустить и поддержать уверенность населения в том, что государство правильно понимает стратегические перспективы и действует с прицелом на демографию, а демография всегда подразумевает долгосрочное планирование.

Напомню, что всё, что мы делаем – мы делаем для наших граждан, для тех, кто живет сейчас и для тех, кто придёт после нас. И если в стране не будут жить наши дети и внуки, то тогда зачем мы вообще чем-то занимаемся. Не случайно главой государства в последние годы принят целый ряд решений, который определяет демографию как общегосударственную задачу номер один.

Сто лет назад, в начале XX века большая семья в России была повсеместным явлением. Так, великий отечественный учёный Дмитрий Иванович Менделеев был 17-м ребёнком в семье. В одном из своих последних трудов «К познанию России» Дмитрий Иванович писал, что «высшая цель политики яснее всего выражается в выработке условий для размножения рода людского».

Он сделал прогноз динамики роста населения России на основании результатов первой переписи населения 1897 года. К 2000 году в России, по его расчётам, должно было проживать более 500 млн человек. Сегодня мы пожинаем результаты ряда катаклизмов XX века на русской земле, которые не позволили осуществиться этому прогнозу Менделеева. Убеждён, что именно сейчас важно системно заниматься этими вопросами, особенно в нашем округе.

Если говорить про Центральную Россию, то из-за низкой рождаемости и стареющего населения естественная убыль нарастает. Фактически сейчас мы вышли на уровень 1990-х – начала 2000-х годов. И проблемы усугубляются.

Структурно даже миграция не может исправить эту ситуацию. Если посмотреть в целом по округу, то определённая иллюзия того, что есть благополучие, возникает лишь за счёт мощного притока в Москву и Московскую область со всей страны и ближнего зарубежья. В действительности без московской агломерации убыль в Центральной России не прекращалась с 1995 года.Весь наш округ дал больше половины всей естественной убыли населения России за последние 10 лет.

Интегральный показатель режима воспроизводства – это суммарный коэффициент рождаемости (число детей, приходящихся на одну женщину детородного возраста). Какой бы ни была продолжительность жизни или смертность, устойчивый рост населения возможен только при рождаемости более двух детей на одну женщину. Это просто аксиома.

Напомню, что целевой ориентир по суммарному коэффициенту рождаемости равному двум закреплён в Концепции демографической политики Российской Федерации.

Рождаемость в демографии является определяющим фактором. Наглядный пример – Япония: одна из самых высоких в мире продолжительность жизни. При этом суммарный коэффициент рождаемости как у нас в ЦФО – 1,4 ребенка на женщину. За последние 5 лет население сократилось почти на 2 млн человек. По их собственным прогнозам, к 2050 году население может сократиться ещё на четверть. Этот пример показывает, что даже огромные вложения в здравоохранение не могут остановить убыль населения.

Можно ограничиться расхожей фразой, что это удел всех развитых стран. Но это не так. Есть пример того же Израиля, где СКР (суммарный коэффициент рождаемости – ред.) больше трёх.

Посмотрите, какие перспективы у Японии или ЦФО при СКР 1,4. И какие у Израиля. При прочих равных за 7 поколений народ в первом случае сходит на нет, то есть вымирает. Во втором случае население увеличивается в 10 раз.

К слову, в Узбекистане и Таджикистане в среднем СКР как раз около трех. И если Япония у себя на островах относительно закрыта для мира, то для Центральной России будет остро стоять вопрос замещения коренного населения внешними мигрантами. В отдельных населённых пунктах диаспоры уже составляют более трети населения, а местные школы посещают только их дети.

Есть школы у нас в округе, где 100% школьников – с неродным русским языком. А совсем недалеко от Москвы, в ближнем Подмосковье, есть школа, где это число составляет более 40%. Поэтому в текущих условиях критически важно предметно заняться демографией именно с точки зрения повышения рождаемости.

СКР 2,15 – это расчётное значение для простого воспроизводства в России, полученное нашими демографами ещё в конце 1980-х годов.

Учитывая физиологические ограничения – не все могут иметь детей по состоянию здоровья и не все создают семьи – достижение требуемого коэффициента рождаемости возможно, если хотя бы в половине семей будет более двух детей.

А сегодня в округе доля многодетных – 3-4%, что в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, и в 15 раз ниже, чем нужно для естественного прироста. Отсюда и такие результаты по динамике населения.

Между тем трое и больше детей должно стать нормой, доминирующей формой семьи. Всё должно строиться исходя из этой логики. И жилищное строительство, и благоустройство, и социальная инфраструктура, и информационно-культурная политика. Именно поэтому мы вынесли эту тему на заседание Совета.

Надо сказать, что во многих регионах вопросам поддержки рождаемости уделяется внимание. Многие меры приняты именно за последние 2-3 года. В Тульской области выстроена целостная система поддержки семей с детьми, о которой неоднократно в последние месяцы и годы говорил Президент. И сегодня мы ещё об этом услышим. Помимо Тульской, в Брянской, Воронежской и Смоленской областях существенно увеличен размер регионального материнского капитала за третьего ребенка. Он стал выплачиваться за каждого ребёнка в Калужской и Рязанской областях. Расширены направления использования в Курской и Орловской областях. В Белгородской и Тверской областях существенные суммы выделяются на улучшение жилищных условий. В Тверской области многодетные семьи с пятью и более детьми могут получить до 1 млн рублей на приобретение семейного автомобиля отечественной сборки.

Усилена поддержка рождений в студенческих и молодых семьях Белгородской, Воронежской, Ивановской и Липецкой областей. Положительной тенденцией стала практика вручения подарочных наборов для новорожденных. Это в восьми регионах у нас сейчас есть.

Я не всех назвал, но определённо поддержка есть. Хотя, надо сказать, что меры не всегда настроены эффективно.

Уважаемые коллеги!

Сегодня в заседании участвуют почти все главы регионов, заместитель Генерального прокурора, федеральные инспекторы, представители от научного сообщества и бизнеса.

Очень рад, что в нашем мероприятии участвует заместитель Председателя Государственной Думы Анна Юрьевна Кузнецова, которая для нас всех пример и по части многодетности.

Мы сегодня рассмотрим наши наработки, опыт регионов по отдельным направлениям поддержки многодетных семей. Очень полезно будет услышать про то, что есть компании, которые имеют корпоративный стандарт поддержки многодетных семей. От группы компаний «Дело», сегодня с нами работает председатель Совета директоров холдинга Сергей Николаевич Шишкарёв.

Поэтом предлагаю начать работать по повестке и попросил бы Артура Камиловича Ниязметова представить те предложения, которые мы сегодня хотели бы обсудить.

А.НИЯЗМЕТОВ:

— Спасибо! Уважаемый Игорь Олегович, уважаемая Анна Юрьевна, уважаемые коллеги!

Я начну свой доклад с ключевых цифр и понятий. Не секрет, что на протяжении достаточно длительного периода времени Росстат проводил исследование репродуктивных планов населения. Эти данные можно сравнивать между собой. В частности, в этом исследовании поднимаются такие понятия, как желаемое число детей и ожидаемое число детей. Желаемое число детей – сколько детей люди хотели бы иметь при всех необходимых условиях, можно сказать, при «идеальной ситуации». Отвечая на вопрос, сколько всего детей вы собираетесь иметь, соответственно, происходит замер ожидаемого числа детей, ну, по-простому это «семейный план». Понятно, что план отличается от желаемого чаще всего в сторону материальных ограничений, ну и, соответственно, факт отличается от плана, в силу того что не всегда, так скажем, ожидания, в том числе материальные, в жизни воплощаются.

Соответственно, есть три категории: фактическая рождаемость, планируемая и желаемая. Первично из этого всего, естественно, желаемое число детей. По сути дела, это «демографический потолок». Игорь Олегович сегодня уже сказал, что 2,15 – это тот коэффициент, который определяет, будет ли естественный прирост или естественная убыль населения. К сожалению, у нас этот «демографический потолок» уже находится на уровне 2,15. Это замер 2017 года. Понятно, что сейчас эта цифра ещё ниже. Росстат обновлённые данные не приводил.

Ключевой фактор влияния на этот «потолок» – это ценности и нормы поведения, принятые в обществе. Именно поэтому очень важно заниматься этой частью, я об этом несколько слов сегодня скажу. «Потолок» нужно повышать. Конечно, ещё важна конверсия желаний в планы и факты. Она зависит от материальных факторов – и заработная плата, и цены в магазине, и жильё, и детсады, и школы.

Очень много говорится о том, что нужно работать над тем, чтобы ускорить появление первого ребёнка. В целом людей, которые не планируют иметь, их достаточно мало, можно сказать, на уровне погрешности. Людей, которые планируют трёх и более детей, достаточно мало. Конечно, одна из ключевых задач – работать над тем, чтобы те, кто хотят иметь одно ребенка, хотели бы иметь двоих, троих и более. Собственно, на это должна быть настроена вся демографическая политика государства.

Вопросы поддержки многодетных семей ещё с 1992 года преимущественно были закреплены за регионами. Здесь стоит вспомнить Указ Президента, которым определялось, что именно регионы наделяются полномочиями определять статус многодетных семей, меры поддержки, в том числе бесплатное посещение парков и музеев, льготные кредиты на жилищное строительство. Дальше уже в современной России приняты были решения касательно регионального материнского капитала, бесплатного земельного участка и обеспечения его инфраструктурой. То есть в основном всё, что касается многодетных семей, сегодня это в большей степени сфера ответственности регионов.

Наверное, в таком распределении есть определённая финансовая логика. Я имею в виду, что третьих и последующих рождений в среднем в три раза меньше, чем первых и вторых детей. Мы знаем, что достаточно много мер поддержки принято именно по первым и вторым рождениям. Это и материнский капитал, и различные пособия. Поэтому с точки зрения финансовой, такое распределение достаточно объяснимо.

По всем ключевым аспектам касательно многодетных семей у нас есть вполне конкретные вводные от главы государства. Начнём с базового понятия, что такое статус многодетных семей. Он определяется региональным законодательством. Мы видим, что у нас в округе в 18 субъектах шесть разных подходов. В половине регионов статус многодетных семей теряется, когда старшему ребёнку исполняется 18 лет. А в остальных субъектах более гибко подошли к этому вопросу и учитывают реальность современной жизни. Имею в виду, что и студенты, обучающиеся вплоть до 23–24  лет, находящиеся на иждивении у родителей, также учитываются при определении статуса многодетной семьи.

И в целом надо сказать, что это соответствует подходу, который закреплён федеральным законодательством. Здесь можно опираться на принцип правового прецедента. В Налоговом кодексе есть статья про регулирование стандартного налогового вычета, в том числе на детей, при определении семей многодетных здесь не ограничиваются 18 годами, а в том числе учитываются обучающиеся до 24 лет. Мы считаем, что такое понятие можно взять за базовое. Конечно, у нас в округе есть и, так скажем, более продвинутые практики. Например, в Москве семья считается многодетной, пока младшему ребёнку не исполнится 16 лет. Если говорить о единообразии, то, наверное, надо взять единый подход как в федеральном законодательстве. Потому что в противном случае что получается? Семья переезжает из одного региона в другой и начинает терять льготы и, честно говоря, начинает задумываться, а в Российской Федерации ли она осталась?

В рамках подготовки к Совету мы проводили совещания, где сверялись по подходам с заместителями руководителей субъектов. Шесть из девяти регионов, находящиеся в красной зоне, сообщили, что они прорабатывают вопрос приведения этого критерия в соответствии с единым. Остаются у нас пока Ивановская, Костромская и Тверская области, для которых это будет актуально.

Следующий вопрос. Мало того, что у нас отличаются понятие и статус многодетной семьи между регионами, у нас ещё внутри региона зачастую в этом плане полная чехарда. Так, многодетная семья для целей статуса и социальных пособий принимается по одному критерию, для земельных участков многодетным по Указу Президента регионы некоторые выбрали другой критерий, а для льгот по транспортному налогу считаются многодетными уже другие семьи. Но это очень странно, это говорит о том, что в принципе, видимо, никто эту повестку не модерировал. Понятно, что есть регионы, в которых в этом плане единообразие наблюдается, тем не менее половине субъектов актуально к этому вопросу вернуться.

То, что касается теперь уже реальных мер поддержки, который следует за статусом. Это региональный материнский капитал за третьего ребёнка. Вы знаете, что есть федеральный маткапитал. В целом за первого-второго ребёнка в совокупности он составляет 700 тыс. рублей. Было поручение Президента в 2012 году регионам проработать и ввести региональный маткапитал за третьего и последующих детей. Вы видите, что у нас практически во всех регионах, кроме Ивановской области, такие выплаты предусмотрены. При этом размер разный. Понятно, что жильё на эти деньги не купишь даже в тех регионах, где введено максимальное значение. Поэтому крайне важно, на какие цели можно расходовать этот материнский капитал. И здесь мы считаем, что лучшая практика – не определять эти цели с тем, чтобы семья могла более гибко к этому подходить. Потому что, когда прописано, что можно делать ремонт, понятно, что потом замучаешься бумажки сдавать, чтобы доказать, какие обои и где ты их купил. Соответственно такая практика лучшая у нас во Владимирской, Калужской, Липецкой, Ярославской областях, Москве и Московской области. То есть средства выделяются, семья сама решает, как их потратить.

Второй вопрос очень важный – кто может получить. И в отдельных регионах недостаточно быть просто многодетной семьёй, чтобы получить эту поддержку. Ещё важно соответствовать так называемому «критерию нуждаемости». В частности, он завязан на прожиточный минимум, у кого-то это один прожиточный минимум, у кого-то – два. Сейчас не будем углубляться, важен сам принцип. Мы сверялись в этой части с Минтрудом по поручению Правительства. Позиция Минтруда – критерии нуждаемости противоречат самой идеологии маткапитала, снижают эффективность от этой демографической меры. Имею в виду, что по федеральному материнскому капиталу у нас нет никакого критерия нуждаемости.

И в отдельных регионах также ещё введён ценз оседлости – то есть, когда нужно прожить в регионе для того, чтобы получить эту меру поддержки. Так, например, три года необходимо [прожить] в Белгородской и Орловской областях и год минимум нужно прожить для того, чтобы получить маткапитал от регионов в Воронежской, Смоленской и Тульской областях. Здесь в целом понятно, зачем это делается – для того, чтобы не было спекуляций там, где большая разница между размером, чтобы семьи просто формально не перерегистрировались. Ну, наверное, это всё-таки решается приведением к какому-то одному знаменателю, стоит об этому подумать. И также, если говорить про ценз оседлости, то стоит обратить внимание на другую проблему – у нас зачастую критерии нуждаемости приводят к тому, что половина получателей пособий (мы это видим на конкретных примерах в городах и регионах) – это вчерашние мигранты, которые получили российский паспорт. Реализуется соответствующая модель, когда неофициально трудоустроенный отец семейства получает зарплату – «чёрную» или «серую». И, соответственно, ещё добирают за счёт нашего бюджета в свой семейный бюджет. Такие цифры есть у нас. В два-пять раз чаще получают люди, которые недавно получили российский паспорт. Вот в этом плане, может быть, нужно думать не о цензе проживания в регионе, а о цензе оседлости в Российской Федерации. Подумать над такой инициативой.

Следующее – региональный маткапитал за четвёртых и последующих детей. Собственно, в поручении Президента говорилось про третьего и последующих детей, и вот некоторые регионы поступили формально и ввели маткапитал за третьего ребёнка, а за четвёртого он отсутствует. Конечно, логики в этом никакой большой нет, потому что получается, что те семьи, кому нужнее всего решать, особенно жилищный вопрос, они, получается, и остаются как раз без этой поддержки. Регионы, где отсутствует маткапитал на четвёртого ребёнка, – это, по сути дела, наш главный провал. При этом, с точки зрения затрат надо сказать, что рождение четвёртого и последующих в 2,5 раза меньше, чем третьего. Поэтому экономического обоснования глубокого здесь нет. Наверное, скорее, по недогляду. Маткапитал за четвёртого ребёнка, нужно тоже об этом сказать, – в 9 раз меньше, чем за первого. Получается, с одной стороны, мы понимаем, что без кратного увеличения количества многодетных семей мы не можем выполнить национальную цель. С другой стороны, получается, что у нас все меры поддержки – они как сигнал о том, что для нас они – не приоритет. Явный разрыв между декларациями, задачами, целями и фактическим положением дел.

Следующая мера поддержки, которая хоть и не носит монетарный характер, но является важной частью жилищной повестки. Это бесплатные земельные участки. Когда мы говорим о жилье многодетным, конечно, чаще всего нужно думать не о квартире, а о доме. Это очевидно. Неслучайно, что Президент в Послании [Федеральному собранию] 2010 года, приводя в пример Ивановскую область, ориентировал все регионы на введение такой меры поддержки, как бесплатные земельные участки. Затем задача была через два года конкретизирована и уточнено, что речь идёт не об участке в чистом поле, участки должны быть, конечно, обеспечены инфраструктурой. В прошлом году, спустя уже больше десяти лет, Президент был вынужден вернуться к этому вопросу – по итогам «Прямой линии» соответствующий вопрос как раз задавался.

Что мы видим на сегодня? Эти решения, по сути, не выполнены – надо вещи своими именами называть. В среднем срок ожидания земельного участка составляет семь лет, при этом более половины участков, которые выделены, они без инфраструктуры. По срокам ожидания ситуация тоже очень разная по регионам. Например, в Рязани – 16 лет, в Ивановской области – 13 лет, а вот, например, Белгород реализует право для населения в течение года. Объяснения разные: то земли не хватает, то денег на инфраструктуры не хватает. В итоге семьи не берут участки: им предлагают, они отказываются. Какие на самом деле причины, мы в этом году разберёмся, поскольку запланирована соответствующая выездная проверка. Тем не менее, я бы обратил внимание на лучшие практики наших регионов. Альтернативные формы использует Воронеж, Тула, Калуга – когда вместо земельного участка можно получить денежную компенсацию и уже самому выбрать земельный участок на вторичном рынке. Потому что, если на первичном его нет, на вторичном он всегда, как правило, присутствует. И Рязань прорабатывает такую практику, исходя из особенностей своего региона. Предлагаем на это внимание обратить.

И, то, что нам тоже всем вместе по силам вполне сделать, в том числе без каких-то больших бюджетных трат, – это повысить социальный статус семьи за счёт предоставления возможности всей семьёй посещать социально значимые учреждения. Я уже говорил, что в Указе 1992 года такое право дано в отношении музеев, парков и выставок. Наверно, нет никакой проблемы распространить это и на концерты, и на театры. И поработать с бизнесом в этой части. Мы видим, что некоторые регионы это делают. Так, например, льготное посещение театров предусмотрено в Брянской, Владимирской, Липецкой, Орловской, Тверской и Тульской областях. При этом можно достаточно технологично к этому процессу подходить, у нас есть практика Московской области, которая удостоверение многодетной семьи сделала электронным в виде QR-кода. Так удобнее и бизнесу проверять, что семья действительно многодетная.

И последнее, на что хотелось обратить внимание, – ценности, то, как воспринимаются многодетные семьи в обществе. В 2019 году мы проводили семинар в этом зале с заместителями губернаторов, отвечающими за социально-демографическую политику, и тогда говорили о том, что очень часто подача топорно идёт социальной рекламы. Подача идёт через негатив. К сожалению, яркие примеры позитивной подачи именно образа благополучной многодетной семьи датируются 2012-м и 2014-м годами. В последнее время, к сожалению, содержательно, с точки зрения контента, многодетным семьям мало, что посвящено. У нас билборды зачастую заняты второстепенными проблемами.

Чтобы понять, что мы здесь ничего не передёргиваем, я поясню, что, когда мы проводили подготовку к сегодняшнему заседанию, мы попросили все субъекты дать примеры лучших практик, примеры лучшего контента. Я могу сказать, что видеоконтент, посвящённые именно многодетным семьям, только в Белгородской области есть. А то, что касается, текстовых сообщений, интернет-публикаций, здесь, зачастую, всё сводится к рекламе мер поддержки, освещению встреч губернаторов. Иногда – не очень понятно – как лучшую практику дали историю одного папы, который воспитывает семерых детей, а мама – алкоголичка. Это не те примеры, которые можно считать лучшей практикой. Собственно, идея в чём состоит – в том, чтобы не тратить деньги на одно и то же, сформировать общий банк данных. Если у кого-то появляется очень качественный материал, его уже использовать, в том числе в рамках той квоты в виде процента, которая сегодня по закону о рекламе положена. Я думаю, что мы можем это сделать как отдельный проект, потому что эта задача достаточно тонкая.

И, завершая свой доклад, хотел бы обратить внимание, что у нас есть поручение №570 2019 года (Указ Президента Российской Федерации от 25.11.2019 г. № 570 – прим.ред.), находящееся на контроле, это Указ Президента о внесении изменений в «майский Указ» 2012 года. В данном случае речь идёт о том, что субъекты должны принять меры, направленные на оказание дополнительной государственной помощи семьям, имеющим трёх и более детей. Вырабатывая позицию, о том выполнено это поручение или нет, мы будим, в том числе, ориентироваться на решение сегодняшнего мероприятия.

Спасибо!

И.ЩЁГОЛЕВ:

— Спасибо, Артур Камилович! Есть ли вопросы к докладчику? Нет? Тогда, пожалуйста, Сергей Николаевич Шишкарёв, который хотел вам рассказать о роли корпорации в демографическом развитии. Пожалуйста!

С.ШИШКАРЁВ:

— Спасибо, Игорь Олегович! Уважаемые коллеги! Уважаемая Анна Юрьевна! Я благодарю за возможность выступить перед вами и поделиться опытом и предложениями группы компании «Дело», направленными на улучшение демографической ситуации в ЦФО и в целом в Росси. У меня моральное право тоже есть. Я за Анной Юрьевной еще не успеваю, но в моей семье тоже пятеро детей, поэтому говорю не только как руководитель корпорации, но и как многодетный отец. Безусловно российское бизнес-сообщество как составная и неотъемлемая часть государства крайне заинтересована в демографическом благополучии России. Дело здесь не только в посыле, что здоровая и благополучная нация в коммерческом смысле гораздо более активная и позволяет развиваться бизнесу и решать его задачи. Дело в социальной ответственности перед людьми, перед гражданами нашей страны. Мы давно и плотно общаемся и не побоюсь этого слова – дружим с коллегами из полпредства ЦФО, поскольку на Центральный федеральный округ приходится значительная часть бизнеса группы. И проблемы демографии занимали большую роль в наших дискуссиях о том, что социально-ответственная корпорация может сделать для решения проблем округа. В итоге мы остановились на формате взаимодействия, который подразумевает поддержку группы «Дело» в создании аналитического центра по анализу существующих и разработки перспективных мер поддержки демографии на уровне государства с одной стороны и разработка корпоративной программы поддержки демографии с другой стороны.

Очень коротко о группе «Дело» сегодня. Не тема делать презентацию компании, но тем не менее несколько цифр: мы – крупнейший негосударственный транспортно-логистический холдинг или оператор в России, работающий на море и земле. Наши порты представлены в трех основных морских бассейнах – на Черном море, на северо-западе, на Дальнем Востоке. И в моменте мы контролируем более 40% российского контейнерного рынка перевозок. От нашей работы зависит как снабжение населения импортными товарами, в том числе социально-значимыми, так и несырьевой, неэнергетический экспорт.

На сегодня в компаниях группы работает 9 тыс. человек, основная численность приходится на четыре крупнейших субхолдинга, подразделения которых находятся на всей территории России и за рубежом. Важно отметить, что наш самый крупный и ключевой актив – ПО «ТрансКонтейнер» – зарегистрирован в Московской области в Химках, то есть в ЦФО. Несмотря на географическую и временную разбросанность персонала в компании культивируется принцип: «Все сотрудники являются членами большой и сплоченной трудовой семьи «Дела». Мы не делаем различия между стевидором и «ДелоПортс», работающими в Новороссийске или, например, сотрудниками филиала «ТрансКонтейнер», который работает в Новосибирске. Для всех действует единый корпоративный стандарт социальной ответственности группы перед сотрудниками.

Но группа пошла дальше – мы решили выйти за рамки такой стандартной модели и поддерживать делом установки Президента России на улучшение демографической ситуации в стране, конкретнее, на повышение рождаемости. Здесь мы начали решать двуединую задачу: с одной стороны, мы становимся фактически агентом государства в разъяснении в трудовых коллективах компании его политики в области демографического развития России. С другой, мы подготовили обновленный и расширенный корпоративный стандарт поддержки устойчивого демографического развития в корпоративной сфере.

Необходимость решения первой части задачи мы осознали, когда провели социальный опрос среди сотрудников группы и поняли, что значительная часть просто не знает о положенных им мерах социальной поддержки со стороны государства и компании-работодателя. Для устранения этой проблемы в каждом холдинге вводится должность «социальный менеджер», основными обязанности которого является организация работы с персоналом в части социальных программ компании, функционал демографического агента системы государственных льгот проведение обучающих курсов по социальной грамотности среди сотрудников компании. За счет автоматизации процессов, повышения информированности персонала в части госпрограмм и социальных льгот. Под автоматизацией процессов я имею в виду разработку так называемого «социального калькулятора», когда любой сотрудник вводит исходные данные, а программа выдает ему не только информацию о социальных льготах, которые ему положены как от государства, так и от компании-работодателя, но алгоритм действия, как эти льготы оформить.

Решение второй части задачи направлено на повышение рождаемости в семьях наших сотрудников и в этих целях мы выбрали два основных принципа – поддержка многодетности и позитивная дискриминация. Мы заложили резкий рост социальных льгот при рождении в семье третьего ребенка при условии, что второй ребенок родился, когда член семьи уже работал в группе, и мы хотим подтягивать социальный пакет к лучшим региональным практикам.

Как вы понимаете, стимулирование деторождения в семьях наших сотрудников не связано напрямую с достижением наших коммерческих результатов в отличие от обязательного медицинского страхования по системе ДМС. В этом мы видим наш долг перед государством и соотечественниками, если только что родившиеся малыши потом пойдут работать к нам, чему мы будем только рады. И такой вид льгот тоже предусмотрен упомянутым стандартам.

Мы выделили несколько пакетов в зависимости от сроков внедрения. В первом пакете, предназначенном для немедленного внедрения, собраны меры по усилению существующих льгот в соответствии с принципом гибкости. В частности, при рождении третьего ребенка на ранее описанных мной условиях мы рассматриваем вопрос либо единовременной выплаты пособия до 1 млн рублей, либо формирования фонда сходного с государственным материнским капиталом. По сути, мы даем от компании второй материнский капитал, который не обременен теми ограничениями, которые накладываются государством. Для многих регионов такая сумма позволяет существенно улучшить жилищные условия. Кроме того, в этом пакете предусматривается возможность частичной компенсации услуг частного детского сада, если мама решила выйти раньше положенного декретным отпуском срока или предоставление возможности ей трудится удаленно. Ряд усилий коснутся добровольного медицинского страхования, детских оздоровительных лагерей, больничных выплат. В основном мы собираемся либо увеличить размеры выплат, либо распространить ряд льгот на членов семей, в первую очередь детей.

Хотел бы привлечь внимание к одной из мер. Это лотерея среди многодетных, на которой мы планируем разыгрывать то, в чем нуждается каждая такая семья: бытовую технику, автомобиль, а в перспективе – квартиру или дотацию на жилье.

Второй пакет мероприятий предусматривает систему дополнительных льгот, требующих существенных материальных вложений. Например, предоставление многодетным семьям ссуды на покупку семейного автомобиля или улучшения жилищных условий. Выделение средств для этих целей будет рассмотрено и, уверен, принято в бюджете на 2023 год с учетом развития ситуации в отрасли.

Таким образом, в рамках группы мы собираемся проводить своеобразный эксперимент, направленный на стимулирование рождаемости в семьях наших сотрудников. Через год посмотрим на эффект на базе нашего крупнейшего актива – компании «Трансконтейнер», в котором сегодня трудится почти 3,5 тыс. человек и всего 148 многодетных семей наших сотрудников, что считаю совсем немного.

Мы уверены, принципы, заложенные в рассматриваемом корпоративном стандарте поддержки устойчивого демографического развития в корпоративном секторе вполне можно будет распространить на другие компании. В наших силах все, чтобы развернуть [в обратную сторону] негативные демографические тренды. Решим проблему демографии в ЦФО – решим проблему демографии в России. Я как человек дела привык искать наиболее эффективные точки приложения усилий и наш проект мне кажется наиболее правильным для того, чтобы показать – власть и бизнес могут эффективно работать над решением не только экономических, но и социальных проблем. Очень надеюсь, что мы действительно сможем тиражировать наш опыт на другие компании, готовы работать с губернаторами, которые сегодня на связи и готовы прийти со своими предложениями в конкретные регионы, потому что представительств и филиалов у нас по стране достаточно много, практически в каждом субъекте во всяком случае Центрального федерального округа.

Благодарю вас за внимание!

И.ЩЁГОЛЕВ:

— Коллеги, возражения против предложенного подхода есть? Будем считать это вашими молчаливыми аплодисментами. Вопросы к Сергею Николаевичу?

Уверен, что у вас в регионах тоже есть компании, которые могут включиться в эту работу, если им о ней рассказать. К сожалению, когда мы проводили совещание с вашими заместителями, выяснилось, что не все были в курсе подобных практик в своих регионах. Конечно же, какие-то элементы наверняка есть у компаний. Просил бы обратить на это внимание вас. Где корпоративные программы есть, поддерживайте их распространение. К тому же, есть примеры специальных программ лояльности не только для многодетных сотрудников, но и в потребительском секторе для клиентов-многодетных семей. О таких практиках тоже нужно знать и такие компании в первую очередь поощрять и помогать им.

О комплексном подходе к реализации мер по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми попрошу выступить заместителя председателя правительства Тульской области Гремякову Ольгу Петровну.

О.ГРЕМЯКОВА:

— Добрый день, Игорь Олегович, Анна Юрьевна.

С большим удовольствием представлю вам сегодня опыт Тульской области, который мы наработали на сегодня. Мы постоянно ищем новые точки роста поддержки семей с детьми. Демографическая ситуация в регионе является нашей актуальной повесткой ежедневно [для] всего правительства региона. Близость к Москве и Московской области заставляет нас делать конкурентные преимущества за человеческий капитал, то конечно мы по поручению губернатора переформатировали всю региональную демографическую политику. Был разработан новый системный проект демографии, который вошел в программу социально экономического развития региона до 2026 года. Упор мы сделали на поддержку семей с детьми, сохранение репродуктивного здоровья и создание удобных сервисов для всех категорий жителей – это и семьи с детьми-инвалидами, и люди старшего возраста и, конечно, основной упор на занятость населения, на постоянное поддержание его финансового и материального положения. За последние два года мы фиксируем, что у нас [наблюдается] рост многодетных семей и та демографическая политика, которую мы проводим, дает результаты, видим увеличение количества третьих и последующих детей.

Но в основном меры поддержки с учетом федеральных и региональных, мы сейчас делаем упор на поддержку молодых семей, студенческих семей и многодетных. Сегодня в регионе разнообразие мер поддержки, достаточное количество ресурсов, финансовых средств, выделяемых в размере 7 млрд рублей ежегодно. Но остановлюсь на тех мерах, которые являются, может быть, эксклюзивными для нашего региона.

С 2020 года мы ввели меру для семей, где родился третий и последующий ребенок, мы сделали выплату 11 тыс. рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка в семье до достижения трехлетнего возраста младшего. Сегодня мы видим востребованность этой меры и думаем, что она тоже дает нам свои результаты – увеличение детей и увеличение многодетных семей. Молодые студенческие семьи у нас получают единовременное пособие по рождению ребенка и ежемесячное пособие по достижению ребенком трех лет. Все женщины, которые встали на учет в ранние сроки беременности, получают прожиточный минимум те, которые прошли скрининговые обследования, и это мера, которая стимулирует ранние выявление, отклонения развития плода.

Материнский капитал. Уже было отмечено, что у нас в регионе мы платим в 150 тысяч рублей региональный капитал при третьих и последующих рождениях. Тоже видим востребованность этой меры. За счет регионального и муниципального бюджетов введена мера поддержки по бесплатному обеспечению горячим питанием школьников 6-11 классов. Сегодня на территории всего региона действуют единые стандарты, подходы к горячему питанию.

Для каждой семьи важно иметь свое жилье. Сегодня мы понимаем, что есть достаточно разветвлённые меры поддержки, которые идут по федеральному бюджету – это и молодая семья, и льготная ипотека для семей с детьми, и материнский капитал на первого и второго ребенка, и погашение ипотеки на третьего ребенка в 450 тысяч. Но на сегодня эти меры поддержки администрируются различными ведомствами. Чтобы упростить эту процедуру получения этих [льгот], мы у себя в регионе разработали сервис, но о нем расскажу чуть позже.

Те меры поддержки, которые введены на федеральном уровне, они очень востребованы. И по молодой семье, и льготная ипотека. Больше 3 300 семей улучшили по этим программам свои жилищные условия и получили сумму порядка 4,5 млрд рублей. Конечно, огромное спасибо за решение Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, что продлили и удалось сохранить льготное кредитование для семьи. Я считаю, что это важная демографическая мера. За счет федерального капитала более 6 тыс. семей приобрело жилье. И конечно у нас есть свои региональные программы. Многодетные и малоимущие семьи, которые имеют пять детей, мы обеспечиваем за счет средств регионального бюджета. За период реализации этой программы более 600 семей улучшили свои жилищные условия на основе этой меры поддержки.

В рамках проекта «Мой семейный центр», который мы реализуем как многофункциональный семейный центр, мы берем полное правовое юридическое сопровождение семей с детьми, чтобы они могли использовать все федеральные и региональные меры поддержки, имеющиеся имущественные ресурсы, чтобы их можно было направить на улучшение своего жилищного статуса. Сегодня мы видим востребованность этой услуги, этого сервиса, и мы будем наращивать именно это направление.

По земельным участкам, об этом сегодня было сказано, у нас идет рост количества многодетных семей, соответственно, идет больше спрос на земельные участки. Сегодня мы передали более 9 тыс. участков. Здесь есть, конечно, определенные сложности – это обеспечение всех земельных участков инфраструктурой. Для регионов это затратно, в одиночку нам сложно с этим справиться и, конечно, мы благодарим Президента Владимира Владимировича Путина за то, что он поручил подготовить предложения по решению этого вопроса, и мы их очень ждем. Надеемся на условиях софинансирования решить эту проблему. На сегодня надо сказать, что участки у нас есть и обеспеченные инфраструктурой по ряду муниципальных образований.

Мы внедряем альтернативную меру поддержки – 200 тыс. рублей вместо предоставления земельного участка, которые можно направить на улучшение жилищных условий. Ежегодно мы на эту меру выделяем по 100 млн рублей. Сегодня видим востребованность этой меры. За период ее реализации с 2020 года у нас уже более 1000 семей воспользовались данной мерой. Мы дальше будем продолжать и смотреть спрос на нее.

На сегодня во всех муниципальных образованиях установлена льгота для многодетных семей по земельным и имущественным налогам – это тоже, считаю, существенная поддержка для многодетных семей.

В регионе большое внимание уделяем развитию инфраструктуры. Для детства, для семей с детьми строятся [объекты] по национальному проекту «Демография», у нас уже введены в эксплуатацию 16 детских садов и до конца 2022 года планируем ввести [в эксплуатацию] еще пять. Еще начали строительство школ, спасибо за реализацию национального проекта «Демография». Уже у нас введены две школы, в этом году планируем еще две. На условиях концессии до 2024 года построим еще две школы, и за счет регионального бюджеты также построены две школы.

В этом году введен современный перинатальный центр на 160 мест. На сегодня у нас 400 детей родилось в этом перинатальном центре и конечно мы уверены, что качественная медицинская помощь при ведении и при родах тоже создаст условия для демографического роста.

Сегодня благодаря инициативе и поддержке нашего губернатора, социальных партнеров в регионе развивается спортивная инфраструктура как для занятий профессиональным спортом, так и массовым спортом, в том числе и на открытых площадках. Да, у нас много реализуются проектов по посещению мероприятий и в культуре – это и театры, и музеи, и занятия в ДК. То есть достаточно разнообразный досуг.

Хотелось бы отметить, что в регионе уже достаточное время мы поддерживаем многодетных семей. У нас установлен знак «Материнская слава», который получили 600 матерей. К нему установлена единовременная выплата, чуть более 100 тыс. Все несовершеннолетние дети получают ежемесячную выплату в 2,2 тыс. рублей.

В этом году по поручению Алексея Геннадьевича [Дюмина], мы разрабатываем закон об учреждении награды для отцов –«Отцовская слава». Также планируем утвердить здесь единовременную выплату.

Проводится много различных мероприятий по популяризации образа семьи, по передаче семейных традиций, ценностей и у нас введен курс в школах «Основа семейной жизни» с этого года. Мы с проектом «Мой семейный центр» начинаем преподавание в виде интерактивной игры для школьника и ведем проекты на базе ЗАГСов тоже с образовательными учреждениями «Готов к семейной жизни».

С этого года регион вошел в проект репродуктивного здоровья с еще пятью регионами РФ. В рамках этого проекта мы делаем упор на поддержку молодых семей и сегодня мы все социологические опросы и сопровождение молодых семей начинаем с их подачи заявления в ЗАГС. И для них планируем разрабатывать программы, направленные на демографические, репродуктивные установки. То есть на сегодня набираем комплекс проблем и как их решить в семье. В том числе и психологическая помощь, финансовая грамотность, ведение семейного бюджета, улучшение финансового состояния, в том числе профессиональный и карьерный рост. Думаем, что все эти меры поддержки тоже дадут результат – это именно социальное сопровождение.

На сегодня нашими услугами пользуются порядка 60 тыс. семей, которые воспитывают 112 тыс. детей – это чуть больше 60% процентов от детского населения.

Мы для них делаем доступные сервисы. Как мы уже говорили, в прошлом году запустили «Мой семейный центр», который направлен на комплексное сопровождение семей с детьми. Мы сделали единое окно, единый номер телефона бесплатный для всех семей. В каждом муниципалитете есть свое отделение, выстроено бесшовное межведомственное взаимодействие по решению всех проблем семьи. И сегодня мы видим востребованность, делимся с коллегами из других субъектов опытом. На май у нас записалось порядка 40 субъектов для тренингов. Мы этот проект развиваем, ищем новые точки роста для улучшения демографической ситуации в нашем регионе. Мы ищем новые точки роста для семей – для улучшения их качества жизни, их материально положения, для улучшения психологического и семейного фона.

Считаем существенным инструментом социальный контракт. В прошлом году у нас более 6 тыс. человек были охвачены этой мерой. В основном упор делаем также на многодетные семьи, на семьи с детьми, в том числе и на одиноких родителей. Считаем, что данный инструмент поможет развить и свое личное подсобное хозяйство и открыть свое собственное дело, в том числе повысить компетенции.

Что касается корпоративных программ. Мы проанализировали все корпоративные программы в рамках социального партнерства с нашими работодателями, видно, что достаточные пакеты и социальные программы разработаны, но в рамках проекта «Репродуктивное здоровье» мы выбрали три работодателя, с которыми мы будет отрабатывать в пилоте весь этот пакет и будем вместе смотреть как выстроить комплексное взаимодействие и улучшить помощь семьям с детьми.

Важно, мы считаем, чтобы была информационная повестка и социальная повестка. И здесь мы тоже наметили планы с нашими партнерами, с общественными организациями, коммерческими – не только с теми, которые на территории региона, но и с федеральными проектами. На май планируем стратегическую сессию по репродуктивному здоровью с нашими федеральными экспертами, которые нас сопровождают в рамках проекта «Репродуктивное здоровье». Приглашаем вас к себе, обсудим, готовы делиться опытом, готовы брать опыт других регионов – все что было нацелено на улучшение демографической ситуации и в нашем регионе, и в целом в нашей стране.

Спасибо за внимание! Готова ответить на вопросы.

И.ЩЁГОЛЕВ:

— Спасибо Ольга Петровна! Надеюсь, вы понимаете почему, [мы последовали] принципу «ladies first» – не только потому, что она у нас единственная из выступающих не только мама, но и потому пример Тульской области один из наиболее ярких из тех, которые мы отметили за последнее время.

Пожалуйста, есть ли вопросы? Нет?

Тогда Игорь Георгиевич Артамонов, Липецкая область.

И.АРТАМОНОВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Государственная служба для меня относительно новая – 3,5 года как я работаю. Поэтому, когда предоставилась возможность поработать над задачей по демографии, мы изучили все наши возможности. Мы посмотрели все федеральные меры поддержки, которые есть, участки под ИЖС и выплаты на строительство дома. И мы поняли, что, наверное, этого недостаточно, несмотря на то что вы видите динамику – каждый год по каждому продукту идет увеличение пользователей, количество многодетных семей. Поэтому возникли региональные меры поддержки – это меры, которые есть во многих субъектах, но мы посмотрели, что те меры, которые применены у нас – выплаты на первого ребенка мамам до 24 лет, региональный маткапитал, выплаты при рождении тройни, выплаты на автомобиль для семей с восемью детьми привел к тому, что прирост многодетных семей с 2018 года стал 16%. И что особенно отрадно за I квартал этого года еще 3% составил прирост многодетных. А доля первых рождений у женщин до 24 лет составила 42%. Это тоже цифра, которая нас радует.

Мы захотели посмотреть, чтобы можно сделать с точки зрения жилищных программ для многодетных. И поскольку работы была для меня новая, я собрал многодетных и спросил: «Чего вам не хватает для того, чтобы вы начали строиться?». И ответ был – у нас нет коммуникаций, инфраструктуры.

Мы одни из первых, кто привлек федеральные деньги на инфраструктуру в проект «Радужный»: сделали дороги, сделали воду, газ, электричество, дом для участкового, подготовились для восстановления функционирования школы, которая была в близлежащем поселке. Когда мы это все сделали, еще раз встретились с многодетными семьями, оказалось, они не готовы строить по одной простой причине – у них недостаточно для этого денег. Мы не отступили и пошли работать с банками, потому что за тот период времени ни у одного из банков не было продуктов по финансированию ИЖС. Такой продукт был создан, в том числе в сотрудничестве с вами, и дальше возникла история, насколько мы могли бы помочь многодетным семьям профинансировать ипотеку.

Здесь возникло несколько развилок. Первая развилка – то, откуда могли бы брать деньги многодетные семьи. Мы увидели, что по соцконтракту мы один из субъектов-лидеров – 40% социальных контрактов – это у нас контракт так называемый предпринимательский. И 25% соцконтрактов – это многодетные семьи. И поскольку соцконтракт ориентирован на выход из бедности мы видим 68% эффективности. Охват очень серьезный, мы находимся в позитиве, поэтому мы решили предложить следующую региональную меру, причем сделать ее двухсторонней. Что имеется в виду? Есть федеральные деньги соцконтракта – это 250 тыс. рублей. Сегодня мы декларируем и выходим с законодательной инициативой добавить региональные деньги 250 тыс. для многодетных семей в случае, если они занимаются ЛПХ, сельских хозяйством. И если появится следующий ребенок – четвертый и последующий, то 250 тыс. рублей просто будут прощены и, так сказать, будут невозвратными.

Кроме этого, мы посмотрели, сколько участков для многодетных мы выделили и почему на них не строятся. Ответ простой – денег нет. И процесс, когда мы подводим инфраструктуру на участки, выдаем многодетным участки, и они не строятся – мы не в состоянии финансировать столько инфраструктуры, сколько у нас есть обязательств для многодетных. Мы предложили выкуп на участках для многодетных, если они не хотят строиться и уже получил участок или еще только собираются получить участок, мы им предложили цену 200 тыс. рублей. Пожалуйста, продайте, мы возьмем на региональный бюджет этот участок и либо продадим, либо там что-то построим. И таким образом у нас поселок с инфраструктурой, дорогами будет наполняться жильем. То есть мы будем решать строительные задачи, но в то же время многодетные получат дополнительно денег, потому что есть многодетные, у которых есть жилье, но и есть возможность получить участок. Таким образом, мы считаем, что если мы добавим по региональным программе еще 100 тыс. рублей, то в целом получается неплохая цифра в 800 тыс. рублей и с этими деньгами можно смело шагать, думать об увеличении семьи и развитии личного подсобного хозяйства. На этом мы не остановились и пытаемся вязать цепочки, чтобы продукты, которые будут произведены на этих личных подсобных хозяйствах через кооперацию – обработку, доработку, упаковку – шли на наши социальные объекты: школы, детские сады и так далее.

Следующий шаг, который мы также для себя подготовили, и тоже готовим законодательную инициативу – компенсация для первоначального взноса на ипотеку именно для многодетных семей. Мы понимаем, и вся аналитика показывает, что небольшое количество многодетных семей могут позволить себе строительство жилья, поэтому самая простая и действенная мера – это компенсация от 50% до 100% первоначального взноса на ипотеку. Мы для себя решили, что пойдем двумя путями – это увеличение доходов, насколько мы можем помочь людям, которые хотят трудиться, и компенсация первоначального взноса. Потому что при компенсации первоначального взноса на ипотеку у клиента, у многодетной семьи возникает обязательство все-таки взять деньги и все-таки построить и сдать этот дом. Таким образом мы хотим решить следующие задачи – чтобы был дом у многодетных, чтобы мы ввели квадратные метры по нацпроекту, и, соответственно, чтобы увеличилось благосостояние у наших жителей.

Спасибо большое! Я закончил доклад и готов ответить на вопросы.

И.ЩЁГОЛЕВ:

–– Спасибо, Игорь Георгиевич. Есть вопросы?

Скажем так, вы у нас лидер по динамике принимаемых мер и по креативности на том этапе, на котором мы производили такие замеры. Спасибо большое!

Хотел бы попросить Вячеслава Владимировича Гладкова из Белгородской области рассказать об организации выполнения решений Президента о выделении земельных участков. Взять такой секторальный вопрос. Пожалуйста, Вячеслав Владимирович.

В.ГЛАДКОВ:

–– Спасибо большое!

Уважаемый Игорь Олегович! Уважаемая Анна Юрьевна! Уважаемые коллеги!

Общее количество многодетных семей в Белгородской области – 16 809. 4 212 поданных заявлений на учет в качестве нуждающихся, 3 744 земельных участка мы предоставили многодетным семьям, 468 многодетных семей на сегодняшний день у нас стоят в очереди. 769 – это то количество земельных участков, которые сейчас сформированы, и мы готовы предоставить их многодетным семьям.

Таким образом, наши возможности превышают на сегодняшний день наши обязательства. Почему семьи еще не взяли эти земельные участки? Достаточно большое количество поселков ИЖС и 50% из 468 семей выбирают, то есть: «Я хочу не в этом месте, я хочу в другом».

У нас все земельные участки обеспечены инфраструктурой и энергетикой, дорогами и всем остальным. У нас этой проблемы нет от слова совсем. Безусловно, одна из главных проблем, о чем говорили мои коллеги, – это доход семьи не позволяет построить дом. Взяв в собственность участок, семья просто не имеет возможности никакой [построить на нем дом].

Мы посчитали, какое количество семей построило – использовало эти семейные участки по назначению – 27%. Что мы делаем, чтобы стимулировать активность? Мы в федеральную программу «Молодая семья» добавили региональную составляющую, а именно мы добавили 540 млн рублей и дали возможность стимулировать – при рождении последующего ребенка мы возвращаем или оплачиваем часть стоимости квартиры. Таким образом, три ребенка, квартира, взятая в ипотеку, главное условие – участие в программе «Молодая семья» – при таких условиях квартира обходится бесплатно для многодетной семьи. Программа заработала в этом году. Для сравнения, по цифрам, в прошлом году мы 140 молодых семей обеспечили жильем, в этом году у нас в плане – 600. Уже на сегодняшний день мы более 400 заявок, а точнее сертификатов уже выдали молодым семьям. Мы понимаем, что этот инструмент уже эффективен. Если будет возможность по итогам года, может быть, в середине, постараемся увеличить, добавить деньги и расширить количество семей, которые будут участвовать в этой программе.

Безусловно, самым болезненным [вопросом] являются те семьи, которые являются многодетными – то есть они выполняют ту задачу, которую ставит Президент по улучшению демографической ситуации, а мы не помогаем. Мы, я имею в виду, государство. Мы приняли решение, мы посчитали, что у нас 1 400 семей, которые являются нуждающимися, им требуется улучшение жилищных условий. Мы приняли программу и по 1 млрд в год выделяем для строительства жилья бесплатно для многодетных семей. Это жилые дома от 72 до 180 кв. м в зависимости от человека.

Помимо этого, мы внимательно относимся к тем семьям, в которых есть дети-инвалиды. У нас таких семей 300. Они отдельно требуют заботы и внимания. 300 – это те семьи, которые являются нуждающимися и имеют ребенка-инвалида. Для таких семей мы тоже приняли отдельную программу. Выделили деньги и в течение трех лет мы бесплатно обеспечим их жильем. Если кратко, то у меня всё, Игорь Олегович.

И.ЩЁГОЛЕВ:

–– Спасибо, Вячеслав Владимирович! Есть вопросы к белгородцам?

Мы, как округ, накопили достаточный опыт в изучении тех мер, которые принимаются на разных уровнях для поддержки демографии, и, честно говоря, не хотелось бы эту экспертизу терять, поэтому мы задумались над тем, чтобы создать при нашей Ассоциации (Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» – прим.) отдельный институт, который как раз занимался бы развитием демографической политики. Потому что в целом ощущается недостаток такого мозгового центра. В масштабах округа и в масштабах страны у нас есть социальная, геронтологическая, репродуктологическая политика, но демографической политики, осязаемой, мы не нащупываем. Мы даже выбрали название для этого института – Институт демографической политики имени Дмитрия Ивановича Менделеева. То есть это должен быть мозговой трест, который не только занимался бы сбором опыта и практического, и научного, но и выработкой конкретных мер, в частности, сближением демографических стандартов наших регионов, оценкой эффективности мер, работой с корпоративными практиками и т.д.

Мы пригласили в том числе на наше заседание руководителя Федерального научного социологического центра Академии наук Черныша Михаила Фёдоровича и директора Института демографических исследований Рязанцева Сергея Васильевича. Будут привлечены нами и другие эксперты-демографы.

Одна из ближайших задач – сформировать единый демографический стандарт для округа. Его цель – обеспечить гарантированный уровень поддержки семей с детьми, в первую очередь – семей многодетных.

Далее – продолжить аудит демографической политики и оценку её эффективности для разработки новых мер или уточнения существующих в Центральной России.

В частности, планируем создать на базе Института цифровую площадку для взаимодействия с семьями в виде социально-медицинского патронажа семей. У нас есть неплохая цифровая платформа, которая позволяет это сделать. Она применяется в других областях, но будем пробовать внедрять ее и для просемейной политики.

Будем работать с корпорациями – хотим, в частности, показать на пилотных проектах экономическую эффективность вложений в демографию, повышение лояльности сотрудников, производительности их труда и т.д.

Просил бы вас, как членов Ассоциации, такое предложение поддержать и создать своим решением Институт демографической политики имени Дмитрия Ивановича Менделеева. С точки зрения бюджета это не потребует дополнительных расходов. Мы исходим из того, что наполнение будет внебюджетным.

Результаты деятельности такого Института, уверен, будут для всех интересны и полезны.

Прежде чем перейти к формальной части я хотел бы попросить Анну Юрьевну [Кузнецову] высказать свое мнение по поводу того, что мы обсуждали.

А.КУЗНЕЦОВА:

–– Спасибо, Игорь Олегович!

Спасибо за эту встречу и тему, которую вы выбрали. Единственное, хотелось бы сказать: сейчас речь идет, когда мы говорим о поддержке многодетных, не о поддержке многодетных – тех, кто уже принял решение стать многодетной семьей – а поддержке многодетности. Тогда спектр решений расширяется. И, по сути, сегодня мы говорили ровно об этом.

Мне бы хотелось, Игорь Олегович, во-первых, поддержать ваше решение, которое было озвучено – о создании такого централизованного аналитического центра. Запрос на это точно есть. Мы видим регионы идут в одиночку буквально впотьмах, выискивая нужные точные решения, а времени на раскачку нет. И ставить опыты, ошибаться нам некогда.

Вы озвучили цифры, как стремительно сокращается население. Да, сегодня мы имеем самую большую долю детского населения за последние несколько лет, но это временная ситуация. Мы понимаем, что сегодня нужно максимальные усилия приложить – и ресурсы есть, и люди еще настроены на создание семьи, на рождение следующих детей. Это время важно не упустить.

Но мне бы хотелось сказать о нескольких направлениях, особенно подчеркну выступление Тулы, потому что, по сути, по тульскому выступлению выстраивания семейной политики можно писать учебник. И сейчас я буквально два слова скажу, чтобы было понятно, почему я так говорю.

Мы имеем сегодня три направления движения для защиты семьи, три сферы, по которым нужно непременно идти одновременно, чтобы достичь нужного результата. Первое, понятно, это выстраивание и повышение благополучия семьи и здесь оно должно исходить из одного принципа: следующий ребенок – следующий ресурс. Ни в коем случае, если плюс ребенок – минус ресурс. Когда мы строим политику в этом направлении, мы получает ответ, что нужно сделать в этом направлении.

Следующее – инфраструктура. Все, что окружает семью, начиная с выхода из дома, должно быть ориентировано на рождение нескольких детей. Продажи билетов на самолет – мы понимаем там тоже есть некоторые моменты. Комнаты детские – все, с чем сталкивается семья, должно быть ориентировано на многодетность.

Следующий момент, третье направление – воспитание, продвижение семейных ценностей. Без этого никак нельзя. Здесь, простите, я не могу не сказать, обязательно на этом акцентирую [внимание]. Когда об инфраструктуре мы говорим, Тула озвучила этот принцип, и, Игорь Олегович, вы об этом сказали, – сегодня семье неважно, сколько ведомств, чем они занимаются на федеральном, на региональном уровне, семье важно, чтобы был решен ее вопрос. Сколько у нас там фондов – 2, 25, 48 – это неважно. Важно, чтобы на расстоянии вытянутой руки был телефон, по которому я могу позвонить, узнать информацию нужную мне или попасть на прием к специалисту, или понять, как осуществляется навигация по интересующему меня вопросу. Такие решения, как трёхзначный бесплатный номер, а маршрутизация по обращению должна осуществляться за счет межведомственных связей, как и должно быть для решения вопросов семьи. Не семья должна бегать по коридорам, разбираться, куда ей обращаться, а сама система должна разводить обращения по направлениям.

Ну и третье, как я озвучила, это воспитание, продвижение традиционных ценностей. Удалось нам добиться введения «Семьеведения», напечатаем учебник, дальше нужно будет готовить специалистов и здесь нелишним будут баннеры социальной рекламы, напоминания о семье, прекрасная реклама сегодня, позитивная в Якутии есть. Без поручений и обязательств руководство региона занимается этой темой. Передачи по продвижению семейных ценностей, все что этого касается, максимально со школьной скамьи должно быть.

А теперь о природе проблем, с которыми мы сегодня столкнулись и что нам пока помешает решить эти вопросы. Тоже назову три момента.

Первое, из стратегического блока, – это проблемы управления. У нас есть задачи, поставленные главой государства, но нет профильного ведомства, которое уполномочено его решать. Как ни странно. У нас нет органа исполнительной власти, которое бы решало бы вопросы семейной политики. Правительство уполномочено заниматься координацией в этом направлении, поручениями, а наделение органов исполнительной власти подобной задачей Президентом даны. Решения мы до сих пор не видим.

Что мы можем сделать сегодня. Видя эту проблему, мы можем в регионах определить этот орган исполнительной власти сами у себя, как сделано в Уфе, как сделано в Ульяновске. И этот орган будет отвечать перед губернатором за развитие, реализацию семейной политики, выстраивать правильно КПД семейно-демографическое. Именно в этом заключается ключ комплексного подхода, потому что нам не нужно численное рождение детей, нам же важно, чтобы дети рождались в благополучных семьях. И это очень важно.

Второй вопрос – специалисты. В стране, где порядка 20 лет ухудшается демографическая ситуация, у нас нет демографов. У нас есть демографы-специалисты, но специальной подготовки в вузах нет, поэтому мы сегодня сталкиваемся с ситуацией, когда губернаторы ищут этих специалистов, они хотят решить этот вопрос, но получают фрагментарный ответ на свои задачи. Поэтому надо настоять на том, чтобы у нас готовили специалистов в наших высших образовательных организациях. Такие решения сегодня есть, а именно уже подготовлен проект профессионального стандарта, мы вышли в Министерство труда и социальной защиты с предложением его поддержать, а следующим шагом, конечно, нужно готовить соответствующие специальности.

И третий [вопрос] – необходимость прикладных исследований. И здесь, Игорь Олегович, вернусь к вашему предложению. Важное АНО сегодня именно точки зрения исследований конкретной территории, которые давали результат губернатору, руководителю в зависимости от его особенностей принять эти точечные, тонкие решения с конкретной настройкой на его территорию. И пусть это Краснодарский край. Даже в Центральном федеральном округе каждый регион имеет свою особенность и свои ресурсы, свои запросы. Ответ на вопрос «что нужно, чтобы родился следующий ребенок в семье – молодой, где нет еще детей; где есть один ребенок; семья, которая проживает в центре, в крупном городе или проживает на окраине – мы должны знать, как «Отче наше».

Уважаемые коллеги, что из простых практических решений уже нужно сделать завтра. Сегодня я абсолютно поддержку Артура Камиловича по вопросам [унификации] мер по поддержке многодетных семей. Тема назрела, на федеральном уровне она решения пока не нашла. Мы можем вместе выработать универсальную модель, алгоритм, который может помочь решить этот вопрос и привести к общему знаменателю то, что на самом деле нужно семьям.

Второе – обязательная поддержка молодой семьи сегодня. Учитывая ситуацию с числом женщинами фертильного возраста, мы понимаем, что это просто горит. Сегодня каждую молодую семью нужно буквально носить на руках, чтобы как можно быстрее родился первый ребенок. Создать все условия для этого, а значит начинать нужно с вузов.

Мы проводили специальные встречи на базе комиссии Партии по защите семьи и детства, которая создана по поручению Президента – мы создали такую точку сборки органов исполнительной власти, мы проводим сами мониторинги, встречаемся с экспертами, мы поднимаем совершенно разные вопросы, очень тяжелые и острые, и стараемся добиваться, чтобы ответы на них были найдены. Так вот нас уже поддержал Миннауки и уже решения инфраструктурного характера поддержки молодой семьи уже приняты – будут созданы семейные общежития, также интересное предложение прозвучало именно от них, что они свою службу одного окна, которая позволит молодой семье получить ответы на вопросы, которые есть. Сегодня разработана методичка по организации яслей при вузах, чтобы не переживали молодые родители, куда можно отправить ребенка. Такие методические рекомендации есть, если, Игорь Олегович, будет интересно руководителям регионов, то мы готовы представить, содействовать их внедрению.

В целом хочется поблагодарить вас за эту очень продуктивную, очень серьезную глубокую встречу единомышленников. Со своей стороны, с площадки нашей комиссии – рабочая группа, которая специально создана для решения демографических вопросов – мы готовы всячески встречать ваши предложения. Тоже надеюсь будем обмениваться ими и мы. И здесь сразу хочется сразу предложить – рассмотреть возможность проведения совместного исследования с регионами ЦФО по формуле демографического роста.

Сейчас мы готовим с вузами техзадание, которое позволит главе региона получить ответ на вопрос, что нужно, чтобы родился следующий ребенок в разных категориях семьей – какие эти меры, сколько их должно быть и когда мы получим ответ на эти вопросы и, собственно говоря, ресурс, который нужен для них. Из этих мер мы готовы делать выводы о необходимости федеральных решений и уже идти дальше.

Спасибо большое!

И.ЩЁГОЛЕВ:

–– Тоже хорошая новость, потому что, насколько мы поняли из общения с коллегами-демографами, последнее время государство не заказывало исследования по демографической политике, возможно, из-за этого ситуация у нас не самая радужная, но лиха беда начало.

Спасибо большое, Анна Юрьевна!

Коллеги, мы сегодня собрали вас в двух качествах – как членов Совета округа и как участников внеочередного собрания Ассоциации Центрального федерального округа. Поэтому передаю слово Александру Викторовичу Гусеву как председателю Общего собрания членов Ассоциации.

Пожалуйста, Александр Викторович!

А.ГУСЕВ:

–– Уважаемые Игорь Олегович, Анна Юрьевна, коллеги! Здравствуйте!

Мы с вами предварительно согласовали необходимость проведения внеочередного Общего собрания членов Ассоциации ЦФО.

Вопрос один на повестке дня – это вопрос создания нашей Ассоциацией нового юридического лица – Автономной некоммерческой организации «Институт демографической политики имени Д.И.Менделеева». Нам необходимо формальный вопрос решить и проголосовать за включение этого вопроса в повестку дня. Поскольку всех не вижу здесь на экране, давайте голосовать от противного. Если у кого-то будут возражения или кто-то против, я прошу свою позицию обозначить. И ставлю вопрос на голосование. Кто против? Воздержался? Принимаем.

Уважаемые коллеги, подробно уже было сказано Игорем Олеговичем, Анной Юрьевной о необходимости и целесообразности этого нового института, и уверен, что эта работа будет достаточно результативной. Поэтому предлагаю проголосовать в таком же формате от противного за создание нашей Ассоциацией нового юридического лица АНО «Институт демографической политики имени Д.И.Менделеева». Коллеги, кто против? Воздержался?

Спасибо! Решение принято!

И.ЩЁГОЛЕВ:

–– Спасибо большое, Александр Викторович! Спасибо, коллеги! Спасибо за поддержку!

Хочу добавить, что в ноябре мы запланировали выездное совещание с секретарём Совбеза Николаем Платоновичем Патрушевым по теме народосбережения. Напомню, что в Стратегии национальной безопасности сбережение народа России в перечне национальных интересов стоит на первом месте.

В материалах есть проект протокольного решения Совета. С учётом обсуждения просил бы вас в течение недели представить предложения и замечания с тем, чтобы мы могли работать по нему дальше.

Чтобы было больше времени на исполнение этих решений, предлагаю установить срок 1 сентября. Собственно, это даст нам возможность к совместному заседанию с секретарём Совбеза, которое запланировано на чётвертый квартал, подготовиться, подобрать актуальную фактуру и проработать необходимые решения.

Если у вас нет дополнительных комментариев, вопросов, замечаний, я благодарю Вас всех за участие и предлагаю на этом завершить наше заседание.

Спасибо! 

Аппарат полномочного представителя
Вернуться к списку событий

Вы собираетесь перейти на другой сайт