Центральный федеральный округ
20 марта 2014 года, 12:13

Выступление Александра Беглова на совместном заседании Совета округа и окружной Коллегии по вопросам правоохранительной деятельности обороны и безопасности на тему: «О результатах взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, с федеральными органами исполнительной власти в ходе реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»

Ключевые слова: Владимирская область, Александр Беглов, безопасность и правопорядок

Владимирская область

Смотрите также:

Задумались о будущем

Все губернаторы ЦФО сегодня посетили Владимирскую область

Антинаркотическая политика: разговор на высоком уровне

Заседание Совета ЦФО проходит во Владимире

Определены основные направления антинаркотической деятельности в регионах Центра России

Дефицит комиссий

В ЦФО обсудили реализацию Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

Уважаемые коллеги!

Тема, которую мы сегодня обсуждаем, не имеет окружных границ. Она не имеет также и национальных границ - потому что одинаково злободневна практически во всем мире. В современном обществе - с его  транспортными возможностями, с развитием информационных технологий, с глобализациией экономики - распространение наркотиков начинает приобретать характер эпидемии.

Но при этом в каждой стране, в каждом макрорегионе наркоситуация имеет свои специфические особенности. У Центрального федерального округа целый ряд таких особенностей.

Во-первых, это транспортная разветвленность и пересечение основных товарных и пассажирских потоков.

Во-вторых, высокая концентрация финансовых ресурсов.

В-третьих, и это наиболее важный фактор -   крайне высокая плотность населения, которая существенно влияет на скорость распространения наркотиков.

Приграничный статус ряда областей ЦФО – еще одна серьезная особенность. Фактическое отсутствие таможенного контроля на внутренних границах между государствами – членами Таможенного союза - не  позволяет эффективно противодействовать незаконному перемещению  наркотиков.

Особое влияние на наркоситуацию в ЦФО оказывает высокая интенсивность миграционных процессов. За 12 месяцев прошлого года в округе было поставлено на миграционный учет 4,5 миллиона человек. А разрешений на работу было выдано всего около полумиллиона. Такой дисбаланс становится благодатной почвой для вовлечения незанятых  мигрантов в этнические криминальные сообщества.

По информации территориальных органов ФСКН на территории Центрального округа существует настоящая  наркоспециализация по этническому признаку:

-     выходцы из Средней Азии занимаются поставками героина;

-     Закавказье - сбытом гашиша;

-     местные жители специализируются на синтетических наркотиках.

Наркобизнес активно использует миграционные каналы для доставки наркотических веществ: маршруты незаконной миграции, как правило, совпадают с путями наркотрафика.  Причем, один из самых активных маршрутов - железная дорога, соединяющая округ с Украиной.

Все эти обстоятельства выводят распространение наркотиков в Центральном федеральном округе в число наиболее острых проблем.

В последние годы государство предприняло целый ряд важных шагов для борьбы с наркоманией. В 2010 году Президент Российской Федерации своим Указом утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Основные цели Стратегии фактически сводятся к двум базовым задачам:

-     к сокращению предложения наркотиков,

-     и к снижению спроса на наркотики.

Органы наркоконтроля и силовые структуры нацелены на максимальное снижение предложения: раскрываются преступления, связанные со сбытом наркотических и психотропных веществ, выявляются маршруты наркотрафиков, изымаются крупные партии наркотиков.

Медицинские и социальные службы ведут не менее сложную борьбу за снижение спроса – то есть, за выздоровление, реабилитацию и ре-социализацию людей, оказавшихся в наркотической зависимости. Одно из поручений Президента в рамках исполнения майских указов нацелено на модернизацию и техническое переоснащение в соответствии с современными требованиями региональных наркологических служб.

Но наркоситуация  продолжает оставаться сложной.

Самая важная задача, на решение которой нацелена Стратегия, это консолидация усилий. Причем, усилий не только профессиональных. Не только усилий со стороны всех уровней и ветвей  власти. Главное, на что сделан акцент в Стратегии, - это  объединение вокруг проблемы наркомании всех слоев общества:

-     работодателей и профсоюзов,

-     гражданских активистов и общественных организаций,

-     школы и вуза,

-     семьи и трудовых коллективов.

Невозможно справиться с такой сложной и многофакторной проблемой, как наркомания, решая только узкие, хотя и очень важные вопросы. До тех пор, пока все мы будем считать, что борьба с наркоманией - территория ответственности исключительно наркологов, силовиков и социальных работников, мы с этим злом не справимся.

И еще один существенный момент: в этой большой общей работе нет вопросов главных и второстепенных. Нет мелочей.

Кто может сказать, в какой именно момент начинается наркомания? В тот момент, когда ребенку первый раз предлагают попробовать наркотик? Или в тот момент, когда он слоняется без присмотра и без дела, и ищет себе приключения?

Или, например, какой день следует считать днем окончания лечения вчерашнего наркомана?  Тот день, когда он вышел из клиники? Или тот день, когда он устроился на работу? Или когда, вылечившись, пришел в центр реабилитации и сказал: давайте я тоже буду помогать вернуться к нормальной жизни другим людям, попавшим в такую же беду?

Координация антинаркотической деятельности в субъектах Российской Федерации возложена на региональные антинаркотические комиссии. Возглавляют их лично губернаторы. Но помимо региональной работы есть еще и муниципальный уровень, который зачастую занимает пассивную позицию. Профилактические мероприятия проводятся по старинке. Иногда они сводятся только к антинаркотической пропаганде, да и то - сомнительного качества.

А лучшая профилактика - это создание иммунитета к вредным привычкам, включая наркоманию. Поэтому на первый план должна выходить активная молодежная политика. Работа с гражданским обществом, с социально ориентированными НКО. Нужно создавать моду на здоровый образ жизни. Только это может реально повлиять на сложившуюся ситуацию.

Но если посмотреть телевизионную рекламу, различные ток-шоу - все они зачастую не про усилия, которые нужно приложить, чтобы чего-то добиться, а про получение удовольствия. Причем - сразу. Получается, что мы с самого раннего детства ориентируем наших детей именно на удовольствия - без всяких усилий. А вот откуда эти удовольствия должны вдруг взяться - в мировоззрение детей не закладывается. И они идут получать удовольствие  самым простым путем - химическим.

И это сегодня - главный вызов времени, на который мы сообща должны найти ответ, найти адекватное и эффективное решение.

Растет количество молодых людей, употребляющих так называемые «дизайнерские наркотики» - доля их употребления доходит уже до 80%. При этом у школьников и студентов  существует мнение о безвредности этих веществ, поскольку формально они не относятся к категории наркотических.

На территории ЦФО постоянно выявляются новые психоактивные и сильнодействующие вещества. Процедура их включения в списки наркотиков занимает больше полугода. А появляются  они  практически ежемесячно.

Наркопреступники эффективно осваивают интернет и социальные сети - сегодня через вполне легальные сайты можно узнать рецептуру и технологию изготовления наркотиков. При этом само оборудование, на котором их можно изготовить, и отдельные препараты не запрещены.

Все эти факты еще раз подчеркивают необходимость координации деятельности всех заинтересованных сторон, а также консолидации усилий всего общества. Особого внимания заслуживают в этой связи вопросы  комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Необходимо, чтобы к  этой работе активно подключались службы занятости, работодатели, профсоюзные организации.

Нам с вами хорошо известно, какой мизерный процент вылечившихся от наркотической зависимости возвращается к нормальной социальной жизни. И один из факторов, который этому препятствует, это привычная среда, в которой оказывается человек после излечения. Очень важно вырвать его из старого круга общения. Поэтому необходимым становится межрегиональное сотрудничество - чтобы бывшие наркоманы могли уезжать на ресоциализацию на другое место жительства. Этот механизм работы нам с вами еще предстоит освоить.